Библиотека.
"Целительство"
Хазрат Инайят Хан

(избранные мысли)

Глава1

Основные аспекты целительства

Равновесие.

Здоровье зависит от равновесия между деятельностью и покоем пяти чувств: зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания; и каждое чувство, в нормальном здоровом состоянии должно быть способно выражать себя и отзываться. Чувствам нужно больше времени для покоя, чем для деятельности, поэтому мистики уходят в затворничество для того, чтобы дать возможность отдыха чувствам, которые у каждого различны. Каждый человек проходит через всякое мгновение своего бодрствования в деятельности чувств, частично намеренно, частично невольно. Например, глаза смотрят намеренно, возможно сто раз в день, но девять сотен раз они глядят ненамеренно. Это демонстрирует бесполезную трату энергии в обычной человеческой жизни.

Для того, чтобы развить целительскую силу, человек должен регулировать и контролировать чувства, управляя их деятельностью и покоем, и это, в соединении с духовной мыслью, превращает силу ума в божественную силу.  Человек может исцелять одной лишь силой ума, но результат будет ограничен, но человек обладающий божественной силой  может при ее помощи обрести неограниченный результат.

От состояния здоровья человека зависит, насколько сильно может он быть деятельным, и сколько отдыха ему необходимо, нет общего правила для всех. Нормальное количество деятельности стимулирует и усиливает тело.   Поэтому физические упражнения даны для физического развития, упражнения в концентрации и изучении даны для развития и покоя ума. Согласно физическому закону день естественен для деятельности, а ночь для отдыха, и если об этом не заботиться, то это естественно работает против здоровья. Нет необходимости отдыхать после каждого небольшого усилия, но уровень равновесия должен поддерживаться, и это благоразумно в жизни отдыхать, не позволяя отдыху развиваться в лень. 

Дыхание

Дыхание – это принципиальная и основная сила, которая может помогать в целительстве. Существует безмолвное целительство,  целительство при помощи сосредоточения взгляда, удерживанием болезненного места пальцами, растиранием, при помощи помахивания рук над болезненным местом, касаясь его или без касания, но за всеми этими различными способами действует одна сила – сила дыхания. Эта сила может быть развита дыхательными практиками, и когда дыхание развито настолько, что это создает атмосферу вокруг целителя, тогда само присутствие целителя исцеляет.
Сила дыхания может быть развита физическими упражнениями, ритмическими упражнениями дыхания, чистой жизнью и концентрацией.

Сила целительства увеличивается, в том случае, если целитель использует силу каналов, таких как кончики пальцев или глаза. В глазах больше силы, чем в кончиках пальцев. Они утонченее, и сила, которая проявляется через них лучиста, тогда как она не так лучиста в кончиках пальцев. Но кроме силы целительства иметь необходимо ясную идею того, как  распознать недомогание другого человека и как наилучшим образом его исцелить.

Исцеление кончиками пальцев.

Гигиена – это первое, что нужно учитывать в исцелении кончиками пальцев. Руки после занятия любой работой, или если на них осталась какая-либо жидкость, должны быть вымыты перед целительством. Целитель должен быть в первую очередь осведомлен о гигиенических правилах содержания своего тела, так же как и своей одежды в чистоте и опрятности, особенно во время исцеления он должен быть абсолютно свободен от всего, что негигиенично. Рукава во время целительства должны быть закатаны, ногти чисты и коротко острижены. После целительства нужно потрясти руками, чтобы стряхнуть любые мелкие атомы, или даже вибрации, для того, чтобы яд, принятый от больного места пациента не был отдан ему вновь.

Бывают случаи, когда чувствительность тела умерщвлена болью и боль ушла вглубь пораженной части тела. В таких случаях волнообразные движения руками или прикосновения не достаточны, необходимо растирание. Когда имеют дело с последствиями от ядов из жала пчелы или скорпиона, от укуса змеи или любого другого ядовитого животного, показаны просто мягкое прикосновение или постукивание по пораженному участку. Если боль намного сильнее, нет необходимости в прикосновении, нужно просто волнообразно поводить руками рядом с пораженныой частью. В случае укуса бешеной собаки следует положить немного лайма, в смеси с водой на медную монету и привязать ее на ту часть, которую касались зубы, и остальной пораженный участок должен быть исцеляем прикосновением и постукиванием по нему кониками пальцев. Укусы комаров и мошек могут быть вылечены накладыванием прокипяченного и охлажденного сливочного масла, и затем волнообразными движениями рук над болезненной частью. Розовая вода может быть использована от укусов разного вида, в случаях сильного восполения.


Распознавание болезни

Работа целителя по распознанию болезни более тонкая, чем само целительство, так в целительстве необходима сила, но для распознания болезни – ее природы, ее причины, ее секрета – психическая сила бесполезна, здесь нужно вдохновение, и целитель без этого - неполноценный целитель. Пациент в основном не знает настоящей причины, природы и секрета своего недомогания. Он и не должен знать, так как  пациент знает действие яда, но не его причину, природу и секрет. Целитель должен распознать недомогание пациента по его лицу, выражению, голосу, работе и движению – все это говорит. Иногда целитель должен искать причину, спрашивая пациента о подробностях его боли и условиях его жизни, узнавая отношение и склонности пациента.

Секрет болезни может быть распознан также наблюдением за тем, чего желает пациент из еды и одежды, и в каком окружении он предпочитает быть, как он относится к друзьям и врагам, каков его выбор в сладостях и вкусах и какие цвета его привлекают. Например, человеку с недомоганием, происходящим от меланхолии, будет нравится фиолетовый, тот, кто потерял контроль над своими страстями,  будет демонстрировать склонность к страсти, и ему, в основном, будет нравиться красный, человек, с недостатком жизненности, который имеет склонность к пустоте, будет иметь тенденцию к белому, человек, прошедший через печаль, горюющий о чем-то и этим ослабивший свое сердце, будет иметь склонность к черному.

Так же обстоит дело со сладким и острым; пациент, проявляющий склонность к сладкому, демонстрирует слабость сердца и через это общую слабость, пациент, склонный к острому, показывает недостаток циркуляции.

Многое можно постичь не только по склонностям пациента, но  также наблюдая его лицо и его черты, потому, что таким образом можно прочесть больше, чем любым другим методом. Черты лица говорят об его основных характеристиках, и поэтому, можно узнать слабость, которая может быть источником его недомогания, и основное выражение показывает мысль, стоящую за этим . Так как ум – причина всех причин, целитель получит корень недомогания так скоро, как он коснется ума пациента. Как воистину сказано, что лицо человека – это зеркало его сердца.

Основная причина каждой болезни.

С мистической точки зрения есть один главный корень, который может быть назван общей причиной, и из которого происходят все болезни – это беспорядок ритма. Ученые заявляют, что расстройство нервов –  причина всех умственных болезней и их действие на тело, производит в нем различные заболевания. Религиозные люди изучают концентрацию и медитацию, сидя в молитвенном отношении. Мудрость, скрытая за этим, состоит в том, чтобы привести деятельность ума и тела в нормальное состояние. Поскольку природа деятельности – становиться более деятельной каждый момент, именно деятельность сама по себе производит энергию, и следствием этого будет, что производя энергию таким образом, собственная энергия деятельности выбрасывает ее же из нормального ритма.***

Подобное можно увидеть в горении пламени. Действие мало в начале, но с каждым мгновением активность горения возрастает и в конце концов достигает предела в своей наибольшей скорости. И скорость в начале сравнимая со скоростью в конце, докажет, что именно возрастающая скорость огня  приводит его к кульминационной точке, когда  он поглощает сам себя. В человеческой природе мы видим ту же тенденцию. Когда говорящий имеет склонность говорить все быстрее и быстрее, до тех пор пока скорость не возрастет настолько, что он начнет терять некоторые слова в предложениях, вопреки собственному желанию. Также и в ходьбе – скорость возрастает с каждым шагом до тех пор, пока человек не обнаружит себя уже бегущим. То же самое происходит и с воображением, и иногда человек наблюдает это в пульсации тела и циркуляции крови.  Неконтролируемое возрастание скорости, во всех ее аспектах, спешит к кульминации, и в случае  неуравновешенности, достигает кульминации в разрушительных результатах. Целитель без этого знания – это слепой целитель, который не знает причину болезней; его целительство – это случайность, но тот, кто знает об этом – больше чем врач и больше чем целитель. Он сможет контролировать свою деятельность и, достижение этой силы контроля даст ему возможность контролировать деятельность других, для того, чтобы удерживать ее в нормальном состоянии, которое и есть истинное здоровье ума и тела.

Причина усталости.

Усталость – проявляется из-за трех причин : потеря энергии - это главноя причина, и, кроме этого – черезмерная деятельность ума и тела. Человек в основном знает усталость , причиненную излишком телесной деятельности, но нельзя пренебрегать тем фактом, что черезмерная деятельность ума, также причиняет усталость.

Деятельность, которая особенно причиняет усталость – это беспокойство, страх, тревога и боль. Существует, однако, умственная причина, которая не очевидна – это мысль об усталости. Среди ста  усталых людей, вы обнаружите в девяноста случаях этот особый вид усталости. Когда человек думает: « Я устал» - сама эта мысль создает чувство усталости, поддерживаемое мысленно, и рассудок выдвигает тысячу доводов, которые, как кажется, причиняют усталость. Есть некоторые, кто думают, что присутствие людей или некоторых людей, или присутствие определенного человека утомляет их, есть такие, кто думают, что их энергия, их жизнь поедается некоторыми людьми, кто-то думает, что определенные действия забирают их энергию, кто-то думает, что  сила отнимается у них их каждодневными обязанностями в жизни или работой, которую им приходится делать, такой работой, как пение, говорение, телесная или умственная работа, и конечно же, то о чем они думают, в том они и испытывают.

Воистину, несомненно и то, что каждый вид деятельности должен отбирать часть энергии, больше или меньше. Но своими мыслями человек увеличивает потерю, сохраняя энергиею и экономно используя ее, он  в значительной степени ее сберегает. И существует один путь – путь духовный, на котором человек может отдавать энергию в каждой деятельности, в которой необходимо ее отдавать, и все же,  может поглощать больше энерги, от жизни  внутри, снаружи, вокруг и около него, нежели он теряет. Именно по этой причине религия дает концепцию Бога Всемогущего. Те, кто считает, что  Он далеко, в небесах, пребывают далеко от Него, но те, кто понял значение учения Библии, что « мы живем и движемся, и имеем бытие в Боге» чувствуют Его всегда на своей стороне. Если осознание богатства дает человеку возможность чувствовать себя богатым, осознание силы дает чувство силы, насколько сильнее и богаче должен чувствовать себя тот, кто действительно Бого-
осознающий.


Равновесие

Целитель часто обнаруживает пациентов, чьи недомогания могут  различаться, и все же происходить из-за недостатка равновесия. Равновесие – наиболее трудно удерживать в жизни для всех и каждого. Долгое время целитель преуспевал в лечении пациента только тем, что  показывал ему некоторые практики, при помощи которых он может достичь равновесия. Это, вместе с целительством, приносило наиболее желаемый эффект. Равновесие достигается в различными путями, даже в обычных действиях, таких как: сиденье, лежание, стояние и ходьба; стояние, с распределением веса на обе ноги, сидение со скрещенными ногами, или на пятках, так, чтобы каждая несла равную часть веса тела, также стояние на коленях, ритмическая ходьба с равномерным усилием, прилагаемым к качанию обоих рук. Регулярностью еды и питья, работы и отдыха, сна и пробуждения, человек так же достигает равновесия. Первое, что целитель должен учитывать,во время лечения пациента – это то, что он должен дать ему равновесие.

Боль

У боли два источника: ум и тело. Иногда она причиняется умом и удерживается телом, а иногда причиняется телом и удерживается умом. Если человек был отстраненным или не принял  боль, внушенную другой частью его существа, боли бы не существовало, а если бы и существовала, то она бы исчезла. Тело, будучи слугой ума, никогда не может отказаться нести боль, данную умом, не имея своей собственной воли, только ум может отказаться нести ее, если он был натренирован это делать.

Доктрина, которой придерживаются некоторые люди, что не существует  такой вещи, как боль, очень помогает в тренировке ума, хотя ее истинность может быть под вопросом. Если истинно то, что нет такой вещи, как боль, то это может быть истиной только в том смысле, что все в этом мире иллюзия, что боль не существует сама по себе, не существует в реальности, по сравнению с основной реальностью, которая есть. Но когда человек говорит, что только боли не существует, но что радость существует и все другие вещи существуют, он ошибается.

Среди суфиев дервиши пытаются стать неподдающимися боли нанесением себе жестоких повреждений, таких как хлестанье оголенных рук или подрезанием мускулов тела, или прокалывания тела ножом, или выниманием глаз из глазниц и возвращением их на место опять, это я видел сам. Таким образом они открывают истину и дают ее думающему миру: что ум может отказаться принимать телесную боль, и, делая так, чувствовать телесную боль намного меньше, чем это могло бы быть в другом случае. Когда ум идет дальше и принимает телесную боль, из страха или самосожаления, он взращивает боль и делает ее намного сильнее, чем она могла бы быть. Пропорция, которую страх или самосожаление добавляют к боли, составляет девяносто пять процентов. И первое, что целитель должен сделать в лечении пациента страдающего от боли – это стереть боль с поверхности его ума внушением, а также своей целительской силой. В отсутствии поддержки частью ума, тело должно отказаться от боли, потому, что у него нет силы удерживать ее больше без помощи ума.

Исцеление лекарствами

Очень часто случается, что целитель или верящий в целительство доходят до такой крайности, что они не допускают исцеление лекарствами. В действительности, мысль о даче доктором лекарства, и мысль о повторяющемся лечении, прописанном им так много раз в день, независимо от его медицинского влияния, психологически полезно, и целители востока учитывают это, в определенной степени, также исполняя и роль доктора. С их целительской силой, духовной, психической и магнетической, с их гипнотическим внушением, с их месмерическим влиянием, они давали пациенту что-нибудь съесть или выпить в форме лекарства. Иногда они давали амулет ему на хранение, иногда магнетизированную воду.

Идея в том, что человек более сознает объективный мир и его деятельность, чем любой другой план существования, и через еду и питье, или удерживание и обладание определенной вещью, впечатление в нем становится более реальным. Мысль целителя, которая должна успокоить ум,  часто  встречает препятствие , когда внешние чувства пациента не полностью отзываются на это, но когда пациент съест или выпьет что-то, или попробует что-то, или чувствует что- либо положенным или прикоснувшимся к его больному месту, чувства становятся средством для мысли целителя, чтобы достичь ума пациента.

Знание физических средств наиболее существенно для целителя, для каждой психической операции требуется средства, и через ясные и отзывчивые средства любая психическая работа встретит успех.

Глава 2

Психологическая природа болезней.

Причины болезней

Психологическую природу болезней можно объяснить в нескольких словах, как существование при недостатке жизни***, либо из-за недостаточности вещества в теле, или потому, что излишек материи не оставляет простора для духа; это к тому же еще и впечатление от боли, которое удерживает ум. Боль не всегда бывает физической. У нее физическая причина; но, как только ум познал дискомфорт, он из-за опасения удерживает его; и это называют болью.

Причиной болезни часто бывает недостаток ритма, будь то в мыслях и чувствах, в дыхании, в действии, или в повседневной жизни. Например, бодрствование ночью, когда есть привычка спать, изменение времени обеда, или дремота в то время, когда человек не привык спать, делание чего-либо непривычного выбивают его из ритма. Люди, привыкшие злиться или ссориться, будут больны, если им не будет позволено делать это. В Индии рассказывали о человеке, не умеющем хранить тайну, и вынужденном молчать, который в конце концов заболел, и которому доктор прописал открыть эту тайну. Все это выражает ритм; каждая привычка формирует ритм.

Боязнь подхватить болезнь — это тоже причина заболевания. Есть люди, которые удивляются, если они заболевают, и пытаются обнаружить, что с ними не так. Есть и такие, кто наслаждается самосожалением или симпатией других; они привлекают болезнь. Некоторые развлекаются болезнью, когда они до определенной степени нездоровы. Они желают, чтобы с ними обращались, как с пациентами, или же пытаются побездельничать. Делая так, ум естественно удерживает болезнь дольше, поскольку ему позволено это.

Есть множество других причин у болезней. Среди них наиболее неудачно впечатление: «У меня неизлечимая болезнь», потому, что это впечатление намного хуже самой болезни. В действительности, душа каждой индивидуальности, здоровой или больной, чиста от какой бы то ни было боли или болезни, и она постоянно исцеляет ум и тело, и если бы не ум и тело, которые производят болезни, человек был бы всегда здоров. Это естественно быть здоровым; и все болезни,
боль и дискомфорт — неестественны.

Магнетическая сила

Здоровье и ума и тела зависит от магнетической силы, которая может в метафизических терминах быть названа силой влечения в элементах и атомах. Это может быть проиллюстрировано тем, как рассыпанные зерна риса, соединяются, привлекаясь друг к другу; и это та сила, что притянула их и образовала определенную форму. И ум, и тело, оба созданы из атомов; первый – из ментальных атомов, второй - из физических атомов, и сила, собирающая  и создающая из них тело или ум человека — это магнетическая сила.

Недостаток этой силы — причина всей боли, дискомфорта, болезней, в то время как развитие этой силы сохраняет здоровье тела и ума. Посредством физических практик эта сила развивается в теле, и через умственные упражнения та же сила улучшается в уме. Обычно обнаруживают, что больной теряет свой магнетизм до определенной степени. Здоровый человек часто старается избежать присутствия больного. Это естественно, потому, что это магнетизм личности привлекает человечество, а именно отсутствие его вызывает отталкивание. Это также объясняет причину привлекательности юности и детства, хотя в детстве этот магнетизм не полностью развит.Недостаток его чувствуется с возрастом по той же самой причине.
В суфийских терминах этот магнетизм называется «Кувват-е-Макнатис»; и он зарождается из каждого атома, физического или умственного. Его можно назвать силой или энергией. Это богатство; и как один человек может наслаждаться богатством долгое время, если он заботится о нем, так другой может потратить его, бездумно следуя своим фантазиям, так же поступает человек и со своим магнетизмом. Либо он привлекает других, либо он привлечен другими. В одном случае он богатеет, в другом теряет. Человек любого развития, любого характера, в любых условиях жизни, нуждается в этом магнетизме больше, чем в чем-нибудь другом; потому, что здоровье, величайший из всех даров в жизни, зависит в большой степени от этого магнетизма.

Дыхание

На санскрите дыхание называется Прана, что означает жизнь. Эта прана   дает жизнь не только самой  личности, но и другим людям также. Иногда присутствие кого-то  наполняет вас жизнью, тогда, как присутствие другого, так сказать, отнимает у вас вашу жизнь. Человек чувствует усталость, депрессию и съеденность в присутствии такой личности, тогда, как присутствие другой личности добавляет силы, жизни и энергии. Все это объясняется дыханием. Тот, у кого больше жизни, дает жизнь, в то время как тот, у кого ее меньше, берет у того, у кого ее больше. Но существует, также, и обратный процесс. Бывает, что сильнейший забирает остаток жизни  слабого, а иногда слабый сам отдает свою жизнь сильному. Тот, кто забирает, фактически, поглощает жизнь других. В присутствии такой личности, даже цветы вянут быстрее и растения засыхают.

 Множество смертей произошло и много жизней сохранено посредством феномена дыхания. Поэтому для целителя нет более великого источника исцеления. Он может посылать свое дыхание на пораженную часть пациента с той же легкостью, как он бросает взгляд на болезненную часть. Даже еда и объекты, магнетизированные дыханием целителя, несут в себе силу исцеления. Если прикосновение оставляет определенные отпечатки пальцев, в виде пота, на вещах, почему бы дыханию, которое является самой сущностью жизни, живущему в объекте и дающему объекту большую часть жизни, не произвести в нем действие, которое исцеляло бы сильнее лекарств?

Когда дыхание развито и очищено, целителю даже нет необходимости производить усилие, посылая свое дыхание на пациента, ибо*** атмосфера, которую создает его дыхание, само присутствие целителя приносит излечение, потому, что вся атмосфера заряжается его магнетизмом.

Безумие

Без сомнения, есть множество физических причин различных видов безумия, но пристальное изучение этого предмета доказывает, что безумие в большей степени относится к ментальным причинам. Некоторый недостаток равновесия, причиненный напряженностью или излишек определенных мыслей и чувств обнаруживается, как корень всех причин безумия. Врач оказывается не в состоянии лечить такие случаи, особенно тот врач, который прослеживает причину безумия в ее внешнем проявлении и в физическом теле. У каждой причины есть внешний эффект, и  тем не менее, ошибочно было бы принимать эффект за причину. Ни общая медицина, ни даже хирургические операции или любые внешние приминения*** (application)  не могут быть широко использованы. Это в большей степени работа  целителя, чем врача — лечить безумие.

Как любое заболевание, безумие легче лечится в своей ранней стадии, и это, опять же, работа целителя — распознать знаки безумия в их начальном периоде, поскольку часто такие знаки не заметны в личности, или же их упускают, как «нечто забавное» или «странное». Первый шаг к излечению безумия — это ухватить корень заболевания посредством ассоциации с этим предметом; как только корень заболевания затронут, приносится великое облегчение, даже до лечения. По природе, безумие — болезнь ума, и сила мысли единственное средство от нее.

Потеря памяти, смущение, замешательство, быстрые смены настроения и страсть - все это знаки начинающегося безумия. Безумие наследуется по семейной линии, но оно также может прослеживаться в некоторых слабостях и пороках, среди которых пьянство и пристрастие к наркотикам, неестественные привычки, слишком много беспокойств, тревоги и позволение меланхолическим мыслям развиваться в естестве; все эти вещи причиняют безумие.

Работа целителя, во первых, обнаружить начальный признак безумия, и это потеря памяти. Она приченяется слабостью ума. Ум не обладает достаточной силой продвигать вперед*** мысль, вверенную ему командой воли. Это то, что может быть названо потерей памяти, и это должно быть исцеляемо и лечимо в самом начале. Начальная стадия обозначена чрезмерной активностью ума, которая приводит к бессмысленной злобе или страсти; затем, когда наваждение проходит, наступает раскаяние. Этого следует избегать в самом начале. Виноватая совесть, страх последствий, тенденция к сомнениям — все эти вещи как топливо для огня безумия. Чистая, благодарная, полезная жизнь, постоянство мысли о ценных вещах и избежание порицаемых вещей, людей и состояний — все это помогает держать в отдалении зародыш безумия.  

Дух

Есть часть нашей жизни, которая единственно может быть названа жизнью, нет другого более подходящего имени для нее, и английская фраза «собери себя воедино» означает, что нужно заставить*** ( to set )  эту  часть жизни работать. Она может быть названа духом, эта часть содержит в себе одновременно разум и силу. Она является разумом, потому, что любую часть тела и ума, в которых она находится, она делает чувствительной; и силой, потому, что какой бы части тела и ума она ни коснулась, она усиливает эту часть.

В спортивных играх, когда люди прыгают с большой высоты, что оберегает их от повреждений? Именно этот дух, и это потому, что они привыкли призывать этот дух себе на помощь. И когда люди бросают мячи друг в друга, и даже в боксе, тот кто принимает удар, пробуждает этот дух в той части, которая принимает удар. Спортсмен не знает, что есть этот дух, хотя ищет убежища в нем. Мистик понимает это посредством медитации, а также изучения метафизики. Когда человек пробуждается от глубокого сна, первая вещь, которая проходит через его ум к его телу, когда приходит тенденция к вытяжению и сокращению, скручиванию и  поворачиванию, постепенному открытию глаз — это и есть тот самый дух, который пробуждается и, так сказать, распространяется.

Повелевание этим духом излечивает болезни, преодолевает возраст, даже смерть побеждает. Когда этого духа недостаточно, то недостаточно  энергии, разумности, радости, отсутствует покой, а когда есть этот  дух, то есть надежда, есть радость, есть покой, потому, что природа этого духа — удерживать целостным тело атомов и вибраций. Комфорт – в этом удержании, и дискомфорт, когда духа недостаточно, чтобы удерживать тело  целосностным. Таким образом, недостаток этого духа является причиной великого множества болезней. Развив этот дух в себе, целитель может отдавать часть его другим, и это становится лучшим источником исцеления.

Источник болезней

В основном, каждая болезнь возникает в уме, даже если человек подхватывает инфекционную болезнь. Это не значит, что всегда это должно быть только из-за порочности ума, если бы это было так, то хорошие люди никогда бы не болели. И все же нельзя пренебрегать тем, что некая слабость ума тем или иным способом позволяет болезни войти. Кроме того, пренебрежение, недосмотр, нерегулярность умственная и физическая, также приносят болезни. Жизнь и смерть — это две силы, конструктивная и деструктивная, и существует продолжающаяся борьба между ними. Есть время, когда одна сила побеждает, и успех этой силы означает либо улучшение здоровья, либо болезнь и смерть. Тело должно быть готово и приспособлено сражаться в этой битве, но ум играет еще большую роль в этом спектакле, и когда ум оказывается не в состоянии исполнять эту роль, тело со всем своим здоровьем неспособно сохранить здоровье. Но если ум способен удерживать здоровье, то тело в значительной степени подчиняется этому. Однако, гармония обоих — тела и ума необходима, чтобы сражаться в битве жизни.

Действие пищи

Это секрет природы, что жизнь живет за счет жизни, так все хищные животные живут, питаясь плотью других животных, иногда, собственного вида. Это показывает, что жизнь поддерживает их тела тем же элементом, из которого они сделаны. Человеческое тело сделано из пищи, которую он ест, и согласно жизни в пище, которую он ест, развивается его жизнь. Маленькие насекомые, которые, живут в цветах, создают красоту цветка в своем теле. Насекомые, которые питаются листьями, иногда становятся зелеными и красивыми, как листья, но насекомые, живущие на земле и в грязи имеют подобное им тело. Это учит тому, что человеческое тело зависит от пищи, которую он ест. Каждое повреждение в овощах, которые он ест, и любая болезнь животного, чье мясо он использует, все оказывает свое воздействие на здоровье человека. Брамины, будучи  самыми склонными к науке и философии людьми в мире, всегда учитывали это, и всегда можно встретить среди браминов умных людей и людей с высочайшими качествами ума. На западе, хотя постоянно происходят открытия и ведутся дискуссии о гигиене жизни, не обращают внимания на такую важную вещь, как уважение к пище, это можно объяснить в двух словах, как недостаток домашней жизни. Многие питаются в общественных местах, где нет возможности особым образом это учитывать. Есть еще, кроме того, различия в животной пище, которую ест человек. Некоторые животные чисты, другие нет, и их мясо соответственно различно. Это имеет большое влияние на здоровье и ум человека.

На вопрос, как ум взаимодействует с телесной пищей, можно ответить, что как алкогольные напитки действуют на ум, так и каждый атом пищи оказывает определенный эффект. Существует три вида пищи: Саттва, которая питает спокойствие и мир, Раджас, который стимулирует работу и движение, и Тамас, который производит сон, лень и смущение.

Целитель должен быть внимателен ко всем этим видам пищи, и ее действию, для того, чтобы предписывать ее пациенту, и смотреть, не является ли пища причиной болезни, как бывает в большинстве случаях; и содержать себя в таком состоянии, чтобы быть готовым успешно
исцелять.

Самоконтроль

Есть множество людей, про которых можно сказать, что они обладают нервным темпераментом, это те, кто имеют склонность если идти, то идти быстро, если работать, то работать со спешкой, если говорить, то торопливо, так торопливо, что они проглатывают слова, чем смущают слушающего, это те, чье настроение возникает внезапно, и кто склонен к смеху или с легкостью плачет. Это состояние дает некий вид удовольствия, но ослабляет человека и отбирает его самоконтроль, и, наконец, приводит к нервным заболеваниям. Это начинается как потворство своим желаниям в действии и заканчивается в слабости. Множество умственных болезней причиняются этим негативным состоянием ума и тела. С детства бывает склонность к этому, особенно среди детей нервного темперамента, и если она может быть приостановлена в это время, это даст надежный результат. Нет болезни хуже, чем возрастающая слабость нервов, которая есть отсутствие самоконтроля, потому что жизнь не имеет ценности, когда контроль над собой потерян.

Существо человека

Существо человека состоит не только из материи, но в его существе также есть дух. Как бы хорошо не было сложено тело, человек должен иметь этот механизм в хорошо работающем состоянии, всегда остается что-то, что в нем неудовлетворительно. Поэтому физическое тело поддерживается материальной пищей и питьем, дыхание — воздухом, ум — мыслями, воображением, впечатлениями; но это не все — есть еще нечто кроме ума и тела, чем человек обладает в своем существе, и это его дух, который есть свет, божественный свет. И по этой причине  сияние солнца дает человеку ощущение света, но не только солнечный свет нужен душе. Человеческая душа — как планета; и как планета освещена солнцем, так дух человека освещен светом Бога. Если это отсутствует, то каким бы здоровым и радостным не выглядел человек, он не по-настоящему здоров. Он должен иметь некоторое духовное прикосновение, некую открытость сердца, которая позволит свету войти в него, свету Бога.

Глава 3

Развитие целительской силы

Дыхание

Дыхание — это принципиальная сила, необходимая в целительстве. Все возможные проявления магнетического потока, проходящего через кончики пальцев, через взгляд, через поры в коже являются косвенным проявлением дыхания. Сила дыхания дает магнетическую силу во всез этих различных аспектах. Слабость дыхания — это причина слабости ума и тела, а сила дыхания — сила их обоих. Человек не может потерять энергию и магнетизм, если его дыхание полно энергии. Поэтому, прежде развития других средств целительства, силу дыхания следует развить прежде всего.

Есть два пути для развития силы дыхания: один путь — это его расширение, другой путь — его усиление. После этого дыханием нужно овладеть так, чтобы оно могло быть направляемо в любую желаемую часть собственного тела, и впоследствии, им нужно овладеть так, чтобы оно могло быть направляемо в любую сторону, на любой уровень, вверх, вниз, направо  или налево. Когда человек становится мастером цели, он способен попасть в мишень в любой точке, таким же образом он может повелевать дыханием.

В Индии есть йоги, которые могут, силой своего дыхания, гасить свет на некотором расстоянии***; и даже чудо Тансена, который, как известно, зажигал свечи силой своего пения, когда исполнял Дипак, было ни чем иным, как силой дыхания в его полном развитии.

Очищение

Наука всегда признавала, и оценка этому все возрастает, важность чистоты вокруг пациента и со стороны врача; различные вещи, которые используются, дезинфицируются в случае многих болезней. Целитель, который имеет дело в большей степени с умом,  должен поэтому осознавать, насколько  важно учитывать чистоту ума, также как и тела, для для использования. Несомненно, что, изучая природу вещей, очень трудно сказать, какая вещь чиста, какая нет; но один из путей понимания таков, что каждая вещь сама в себе чиста, и когда другой элемент примешан к ней, ее чистота загрязнена. Глубокое размышление в этом направлении открыло бы обширное поле для мыслителя.

Другой путь понимания чистоты и нечистоты — в том, что только одно схраняет все вещи в чистоте - и это жизнь, и когда жизнь уходит из них, они не чисты. Есть и третий путь взгляда на это: смерть — это нечистота вещей, но разрушение — это их чистота. Это также открывает широкий обзор понимания для наблюдательных учеников жизни.

Вкратце, для целителя необходимо соблюдение гигиенических законов жизни и оберегание себя от заражения микробами болезней от пациентов, которых он лечит. Кроме того, ему следует избегать всех мыслей горечи, безволия, гнева, рассерженности, зависти, очищать свой ум от всякой злобы и плохих намерений, и, так сказать, купаться в преданности Богу, так, что его сердце может стать пропитанным милостью и состраданием. Исцеляет не только сила ума, но и чистота ума. Ум, свободный от нечестности, обмана, предательства, один способен выделять силу, здоровую и чистую по своей природе, которая может дать пациенту новую жизнь и избавить его от всякой боли.

Ритм

Развитие целительской силы зависит от развития дыхания. Дыхание может быть развито очищением, продолжительностью, расширением и ритмом.

Есть три различных вида ритма и дыхания: ритм, который не различим в продолжительности вдоха и выдоха, ритм, в котором можно различить два отчетливых взмаха вдоха и выдоха, и уравновешенность дыхания. Те, кто не управляет своим дыханием, находятся под влиянием этих трех ритмов, их здоровье, их настроение и их состояние в жизни; но те, кто  управляют дыханием могут установить свое дыхание в любом из этих ритмов; и когда достигнуто мастерство, целитель имеет ключ к заведению любых часов. В действительности, каждая болезнь означает некое повреждение ритма. Как доктор определяет закупорку, как корень болезней, так для суфия закупорка означает недостаток ритма, который может быть в циркуляции, в дыхании, в движении или отдыхе. Врач, для того, чтобы обнаружить болезнь, исследует пульс, биение сердца и состояние легких, это само по себе доказывает, что ритм — это хранитель здоровья, и когда что-то не в порядке со здоровьем, ритм так или иначе будет неправилен, также как, когда тиканье часов выбивается из ритма, часы идут слишком быстро или слишком медленно и не показывают точного времени.  

Целитель, поэтому, прежде всего, должен достичь в себе правильного ритма, так он сможет контролировать механизм тела другого человека. В Индии есть обычай хлопать в ладоши или щелкать пальцами, когда кто-нибудь зевает. Идея этого в том, что зевание — это признак падения ритма, это значит, что тело пришло в медленный ритм, когда человек ощущает склонность ко сну; и хлопок ладоней и щелканье пальцами восстанавливает пульсацию другого человека в тот ритм, в каком он был прежде. Это как бы встряхивание дремлющего человека, для того, чтобы привести механизм его тела в надлежащее рабочее состояние. Когда целитель способен регулировать свой собственный ритм, он становится способным сделать правильным ритм другого человека. Требуется великое знание и вдохновение в отношении естества человеческого ума и тела; и целитель, знающий, как работать с этим подобен дирижеру оркестра. Он держит здоровье каждого, кого он лечит в порядке, как дирижер удерживает ритм каждого музыканта, играющего в оркестре.

Сила дыхания

Именно сила дыхания исцеляет тело и ум, поскольку дыхание — это жизнь, и через дыхание жизнь может быть передана уму и телу другого человека. Дыхание — это также нить, протянутая через человеческие существа, соединяющая их в единую жизнь. Если бы это было не так с дыханием, чувства никогда не смогли бы постичь  внешний мир. Поэтому все, что человек видит, обоняет, чувствует, пробует на вкус и слышит, все проходит через канал дыхания, и поэтому нет лекарства, которое имело бы такое же влияние на пациента, как дыхание. Слабое дыхание чувствительно ко всем заразным болезням, и целитель со слабым дыханием может подхватить болезнь от пациента за один сеанс лечения, вот почему сила дыхания наиболее существенная вещь, необходимая прежде того, как он попытается  целить.

Сила дыхания может быть развита в двух направлениях: в объеме и длительности, что делает его усиленным и протяженным. Опасно пытаться исцелять до того, как целитель полностью будет уверен в силе своего дыхания в обоих этих направлениях. Развитие силы дыхания  ощущается, и он знает, когда он готов использовать его в целительстве.

Общая причина всех болезней

Вся боль, дискомфорт, болезни, распад и разрушение любого типа — это недостаток жизни. Слово жизнь, которым мы пользуемся в повседневном языке — это имя, обозначающее результат двух энергий, работающих гармонично, из которых одна - это постоянная жизнь духа, другая - это жизнь, которую обеспечивает материя . Это негативная и позитивная энергия. Это сила внутренней жизни, которая привлекает внешнюю жизнь, и опять же, это сила внешней жизни, которая зацеплена за внутреннюю жизнь. Таким образом взаимное действие их обеих поддерживает горящее пламя жизни, и недостаток любой из этих энергий*** - это причина болезней.

Существуют пять тел, посредством которых душа испытывает жизнь, физическое тело, самое беднейшее из всех,  так как оно рождено материей, вскормлено материей привлекается к материи, находит свою жизнь в материи и возвращается к материи. Поскольку оно востребует  материю для своего существования, то материя востребует его  в конце; это востребование  называется болезнью или смертью, когда тело теряет свою силу. Это причиняется  потерей нервной энергии, которая, так сказать, стягивает вместе и сохраняет плоть, кости, кровь, не только невредимыми, но и активными и жизненными.  Именно ослабление нервов их истощением  или недостатком питания, из-за отсутствия отдыха или потери энергии каким-либо способом,  является  причиной всех болезней.

Таким образом, целительство может быть названо дарующим жизнь той части, которой нужна жизнь, или телу в целом. Материалист верит, что человек, как бы он ни ослаб, может быть спасен и возвращен к жизни инъекциями чужой крови в его тело. Если это успешная мера, насколько же более может сила мысли, жизни, которая сильнее, чем материя производить жизнь в другом. И даже тонкая сущность физического тела целителя может быть передана через газы ( gases ) процессом возвышения земли к воде, воды к огню, огня к воздуху, воздуха к эфиру, и передавая ( passes through ) тончайшие атомы физической энергии и укрепляющие вибрации умственной энергии тому, кому это необходимо*** Различие между медициной и целительством такова? как если бы вместо того, чтобы послать вещь железной дорогой, послать ее по воздуху самолетом.

Кто-то может спросить, стоит ли ослаблять себя, отдавая часть своей жизни другому. Нет сомненья в том, что не стоит бедняку  отдавать свой последний пенни тому, кто голодает, это стоит делать только богатому – использовать свои богатства для удобства и счастья тех, кто в этом нуждается. Духовный целитель богат божественной силой и его сила не уменьшается, если он ее отдает. Поэтому материальное целительство не удачно. Как бы успешно оно не выглядело, оно слабее, по сравнению с духовным целительством, потому, что духовный целитель имеет силу Бога на своей стороне.

Развитие силы в кончиках пальцев

Человеческая форма может быть названа материализованным светом, символом которого в мистицизме является пятиконечная звезда, где  голова, руки и ноги  образуют пять точек. Природа света – распространять лучи, и так как человеческая форма создана из света – Нур – руки и ноги, пальцы рук и ног, органы чувств и волосы – все представляет лучи. Знание об этом свете можно увидеть в восточном обычае благословения кончиками пальцев  головы, и целования руки, или прикосновения к ступням, потому, что пальцы на руках и ногах - источник сияния.

Целитель, поэтому, развивает силу кончиков пальцев. Так же, как направляя дыхание в определенным способом через тело и рот, он может производить определенную высоту определенной ноты, таким образом направляя энергию через кончики пальцев и развивая магнетическую силу кончиков пальцев, он развивает силу целительства. Моисей был известен, как обладающий светом из ладоней, который поэты называют Йад-э-байза (байза – значит яйц, ладонь имеющая форму яйца); Зороастр всегда нарисован с горящим пламенем в руках. И то и другое наводит на мысль об излучении, о батарее, которая может быть развита в человеческой руке. Когда сила развита в ладони, она изливается из кончиков пальцев и расходится, направляемая волей. Тогда магнетическими пассами и прикосновением к болезненной части целитель в состоянии лечить болезни.

Сила присутствия

Должно быть понято целителем то, что само его присутствие должно испускать целительскую силу, и для того, чтобы делать это, целитель должен иметь избыток жизни, силы и магнетизма. Во первых тело должно быть здорово, очищено и чисто, так, чтобы этот физический магнетизм мог приносить пользу, также необходима чистота ума, вместе с симпатией к пациенту  и желание лечить его, независимо от выгоды. Душа говорит больше через атмосферу, другими словами – атмосфера рассказывает о том, что говорит душа. Развитие души вызывается  духовным процессом и духовной жизнью. Поэтому, развитие ума, тела и души необходимо для того, чтобы достичь исцеляющей силы и присутствия.

Сила ума

Сила концентрации – в первую очередь необходима для развития целительской силы. Целитель должен быть готов устойчиво удерживать мысли для целительства своего пациента, всякий раз, как он его лечит. Концентрация наиболее трудна, но если она выполнена, то нет ничего такого, что невозможно выполнить. Бесполезно пытаться лечить пациента каким-либо способом, как бы он ни был успешен и хорош, если нет силы концентрации. Работа ума в целительстве более велика, чем что либо еще, потому, что сила ума воздействует на материю, и материя, которая была непослушным слугой духа веками, всегда восстает против контроля в царстве минералов, в растительном царстве, и даже в царстве животных. Несомненно, что ум может контролировать материю, и делать с ней все, что захочет, но когда ум ослабевает, обслуживая материю, он теряет власть над ней. Если бы это было не так, каждый человек смог бы исцеляться сам, контролируя материю, не было бы нужды в целителе. Собственная сила человека имеет на него большее влияние, чем сила другого, так же как никто не испытывает к другим такую сильную симпатию, как к самому себе. Природа ума – ускользать от хватки человека. Концентрация – практика, которая дает возможность уму, который, так сказать, укрепляет свои пальцы, удерживать то, что он может удерживать. Другой секрет ума в том, что даже силой концентрации, ум не удерживает то, что не интересно, и именно симпатия в уме стимулирует удерживающую силу ума. Поэтому, никто не сможет быть успешным целителем,до тех пор, пока его симпатия не выйдет вперед с протянутыми руками, чтобы поднять пациента из его боли.

Сила концентрации.

Перед тем, как кто-то попытается целить другого, он должен развить в себе силу концентрации. Концентрация целителя должна быть настолько развита, чтобы не только сидя в медитации с закрытыми глазами он мог бы визуализировать желаемый объект, но и даже с открытыми глазами, ему нужно быть способным крепко удерживать картину, которую создал его ум, вопреки чему бы то ни было, что может быть перед его глазами. В целительстве необходимо знать какую картину нужно удерживать в уме. Если целителю случится удерживать картину раны, он поможет ране развиваться, вместо того, чтобы исцелить ее, и так же, если он думает о боли, она может продлиться с большей интенсивностью с помощью его мыслей. Излечение – вот то, что ему нужно удерживать в уме, вот та желаемая вещь, о которой он должен думать, а не о состоянии. Во всех аспектах жизни это правило должно быть запомнено, что даже в беде человек не должен думать о беде, и в болезни он должен забыть про болезнь. Человек часто продлевает жизненные страдания, питая их мыслями. Целитель должен от начала до конца удерживать мысли об исцелении и ни о чем другом.

Посылание силы на расстояние

Большее развитие целительской силы дает возможность посылать силу на расстояние. Ни суша, ни море не могут быть препятствием для посылания силы умом.  Научные открытия, такие, как беспроволочный телеграф, доказывают что посредством применением инструментов, мысли могут передаваться на расстояние, но мистики всегда понимали и практиковали в значительной степени посылание мыслей на расстояние. Так как основная идея мистика – служение человечеству любовью и добротой, он естественно не чувствует склонности доказывать миру величие своей силы или же использовать свою силу для какой – либо мирской цели, кроме как целительства.

Индуистский метафизический термин Нада Брахма, обозначающий  Звук Бога , объясняет секрет жизни, что звук – есть движение, и поэтому ничто не происходит,  до тех пор пока, не сдвинуто некоей силой, за этим. Как для внешних действий необходима физическое движение, так же и для умственных действий должно быть произведено движение ума. Голос одного человека может достичь противоположного конца комнаты, а голос другого может достичь другого конца улицы, так же и с силой ума. Как необходимо развивать силу голоса практикой, так же необходимо развивать и практиковать силу ума, но следует помнить, что при этом всегда необходим дар целительства. Одаренный человек может развиваться сильнее и быстрее, чем человек неодаренный.

Три вещи необходимы, чтобы послать мысль на расстояние: первая – вера в теорию, вторая – уверенность в себе, означающая веру в собственную силу, третье – сила концентрации. Как бы ни была велика сила концентрации, без уверенности в себе она бесполезна, и уверенность в себе без веры в теорию бессильна. Целительство на расстоянии – это последняя ступень, к которой целитель прибывает после длительного опыта в целительстве, а пытаясь сделать это в начале, он естественно потерпит неудачу. Работа дает опыт, а опыт дает уверенность; а вера становится крепче, когда она основана на опыте и усилена уверенностью.


Глава 4

Применение целительской силы.

Целительство при помощи амулетов.

Великая сила скрыта в тайне повторения священного слова, но еще большая сила есть в написанном священном слове, потому, что время, затрачиваемое на аккуратное написание священного слова, возможно в пять или десять раз превышает время, которое тратится на его повторение. Кроме того, действие завершает силу мысли лучше, чем речь. В написании священного имени есть завершенность мысли, которая даже более сильна, чем произнесенное слово. Но когда человек подумал, почувствовал, произнес и написал, он развил мысль в четыре стадии и сделал ее сильной.  Суфии, поэтому, дают амулеты тем верующим, кто по их мнению верят в целительскую силу амулетов. Они называют этот амулет - Тавиз. Пациент держит его при себе день и ночь и соединяет свои мысли с мыслями целителя, и чувствует каждый момент, что он исцеляем.

В Индии амулеты помещают в серебряные или золотые пластины, или гравируют их на камне или металле, и сам факт  обладания чем то в виде амулета, что имеет исцеляющее влияние на него, становится такой помощью для верующего, что он чувствует, что каждый момент дня и ночи целитель рядом с ним, и что он исцеляем.

Так же, как дар ничего не значит без дарителя, так и амулет ничто без личности, которая дает уверенность пациенту. Поэтому, амулет, написанный обычным человеком не имеет эффекта; личность того, кто пишет амулет должна быть впечатляюща: его благочестие, его духовность, его любовь, его доброта – все должно помочь сделать амулет таким, чтобы он был ценным и эффективным.

Магнетизированная вода

Вода – это наиболее отзывчивая субстанция; она принимает цвет и действие всего. Магнетизм, который выходит из кончиков пальцев, проникает во все, что целитель держит в руках, и таким образом вода может быть заряжена этим электричеством более, чем любая другая субстанция. Опять же, исцеляющее дыхание достаточно сильно, чтобы добавить жизненности в каждую субстанцию, дающую жизнь. Особенно вода, как наиболее бодрящая субстанция, принимает жизнь от дыхания.

Среди древних индуистов существовал обычай, который наблюдается даже теперь - давать гостю  воду, как благословение. Брамин, как правило, сперва преподнесет воду своему гостю, что означает не только утоление жажды, а скорее подобно поданию жизни гостю. Персы называли воду – Аб-э Хайят, и во многих стихах можно найти это слово. Среди суфиев, повсюду на востоке, есть такой обычай, когда шейх дает кусок хлеба или стакан воды, молока, сиропа или сливок, или же фрукт, или же что-то из сладостей, и это принимается, как нечто, исцеляющее тело и ум. Несомненно это не только эффект дыхания и прикосновения, это еще и сила мысли, которая скрыта, как душа в субстанции, являющейся ее телом.

Целительство посредством дыхания

Целитель должен в первую очередь знать, что дыхание – есть сама жизнь, дыхание – податель жизни, дыхание – то, что приносит жизнь. Человек может жить без пищи некоторое время, но он не сможет прожить без дыхания даже нескольких минут. Это показывает, что питание, которое дыхание приносит в жизнь человека наиболее велико и наиболее важно, чем любое другое питание на земле. Каждый атом человеческого тела излучает, но если тело – это пламя, то дыхание – огонь, и как пламя принадлежит огню, так и тело принадлежит дыханию. Пока дыхание пребывает в теле, тело живет, а когда оно покидает тело, тело мертво, потому, что дыхание является его красотой, силой и сложным механизмом. Вот почему эффект дыхания святого может магнетизировать воду, хлеб, молоко или вино, фрукт или цветок.

Духовно развитое дыхание будет оказывать целительский эффект на любую болезненную часть, на которую оно попадает. Если человек знает, как направлять дыхание, нет лучшего процесса, чем целительство при помощи дыхания, и во всех различных методах целительства, дыхание – основная вещь, до тех пор пока в дыхании сокрыт поток жизни.

Целительство магнетическими пассами

Все писания объясняют тем или иным способом, что жизнь похожа на свет. В мусульманском писании используется слово Нур, в Веданте – это называется Чайтанья. Природа этого света выражать себя в определенном направлении и это объясняет наличие в нашей форме передней и задней части тела. В тоже самое время существует тенденция света к распространению. Это можно увидеть в тенденции к распространению у пламени и воды, воздух выказывает ту же тенденцию, а также земля и все на земле. Глубокое изучение каждой формы покажет, что природа жизни – это распространение в четырех направлениях, например на север, юг, восток и запад, или к голове, к ногам, направо и налево.

Жизнь и свет имеют свой центр в центре каждой формы, но выражают себя через направления, в которых они которых распространяются. Поэтому, сила руки была показана в древнем символизме. Индуисты изображали божественные воплощения с четырьмя руками, которые обозначали две руки ума и две руки тела, и когда эти четыре руки работают вместе, работа выполняется полностью. Это показывает, что в целительстве руки наиболее важны. Физические руки нужны, чтобы помочь рукам ума, и когда мысль направлена из ума через руку, ее сила удваивается и ее выражение становится полнее.

Каждый атом человеческого существа, умственный или физический, излучает и посылает свои лучи вовне, все это – жизнь сама по себе и дает жизнь. Все болезни это отсутствие жизни, и они требуют жизни для исцеления. Сила электричества была открыта учеными, и они верят, что она исцеляет болезни, когда используется с этой целью, но мистик столетия назад открыл силу этого скрытого электричества, которое есть жизнь ума и жизнь тела, и он верит и знает, что применение его в целительстве наиболее благотворно. Существуют раздражения, раны и болезненные части, которые очень чувствительны к  прикосновению. В таких случаях целительство магнетическими пассами, другими словами, волнообразными движениями рук над пораженной частью, и таким образом дают возможность целить и приносят успешное излечение.

Целительство прикосновением

Каждый атом человеческого тела в действительности излучающий, живой и мощный по сравнению с другими объектами, травами или лекарствами. Лишь одним фактом своего существования живое тело, помимо того, что оно является тончайшим и наиболее совершенным по сравнению с другими живыми телами, имеет великую силу. Поэтому, рукопожатие, разговор с человеком и прикосновение к нему производят определенный эффект. В Индии, когда борец идет на борцовский поединок, и когда возвращается,  учитель похлопывает его по спине, говоря: «Браво, орел!» ( Шабаз ) Это действительно прибавляет ему силу,  храбрость и мощь, которую он не имел бы. Люди, дружески разговаривая, обсуждая что-то и споря, берут за руку другого человека, что приносит лучшее взаимопонимание. Мать моментально убирает дискомфорт и беспокойство ребенка, похлопывая его. Поэтому массаж помогает, когда есть боль, и все же это лечение бедно, по сравнению с целительством, потому, что целитель действует силой ума через свои пальцы, так же, как музыкант воспроизводит свои чувства на скрипке. Может ли каждый воспроизвести  на скрипке тот же тон, который может произвести эксперт? Не только постановка пальца на определенное место инструмента, а также чувство сердца музыканта, проявленное через кончики пальцев, производит живой тон. То же самое и с прикосновением духовного целителя.

Целительство взглядом

Глаз – наиболее удивительный и могущественный фактор в теле, который передает другому удовольствие и неудовольствие, радость или печаль, любовь или ненависть вез единого сказанного слова. Это показывает, что глаз – наиболее отзывчивый инструмент, при помощи которого ум выражает мысли и чувства. Иногда в собрании людей, двое только лишь глянут друг на друга, и между ними возникает договоренность, и двое могут так пристально посмотреть друг на друга, что эффект от взгляда будет намного хуже, чем от стрельбы, это опять же доказывает, что и вода, и огонь могут проявиться либо к разрушению, либо к вдохновению. Для целителя, поэтому, нет лучшего средства, чем глаза, чтобы посылать мысль об исцелении, и нет лучшего средства для получения этих мыслей пациентом, чем его собственные глаза. Целитель может посылать целительскую силу посредством взгляда на болезненную часть тела, но еще более полезно, когда он посылает свою силу непосредственно в глаза пациента. Так же, как существует связь между умом и глазами целителя, посылающего силу, она существует и между глазами и умом пациента, получающего ее. Медицина может затрагивать физическое тело, но мысли могут затронуть ум, в котором часто есть корни каждой болезни, и внушение, которое сильный целитель дает пациенту, достигает его сердца и разрушает зародыш болезни.

Глаза не каждого человека способны к целительству. Проникающий взгляд и спокойствие глаз, а так же сила взгляда и способность нацеливаться – вот что необходимо. Все это развивается определенными упражнениями, однако же некоторые глаза имеют естественную способность для этой цели. Также, концентрация ума, которая дает силу, необходима в целительстве, ибо сила ума, направляемая взглядом, приносит успешный результат.  

Целительство внушением

Существует пять элементов, составляющих существо человека: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Воздух представляет голос, который достигает эфира, и это означает, что голос простирается дальше, чем что-либо еще в мире. Он затрагивает глубины человеческого сердца. Поэтому музыка – это живое чудо. Ни что не может заставить трепетать человеческое сердце от начала и до конца так, как это делает звук. Это объясняет, почему внушение намного сильнее и наиболее успешно в целительстве, чем любое другое лечение.

В Индии, где каждодневная жизнь людей основана на психических законах, они очень сильно заботятся о том, чтобы разговаривая с другим человеком, не произвести плохой эффект на его физическое, умственное и духовное «я». Целитель, который силой Зикра развил целительскую силу своего голоса, запечатляет свое слово вместе с силой своего сердца на сердце пациента.

Целитель должен быть искренним в своем внушении, потому, что вся сила в искренности, он должен так же быть уверен в себе, у него должна быть развита психическая сила, но превыше всего этого – он должен быть хорошим человеком, чтобы к нему не приходили временами мысли унижения или какого либо смущения. Его мысли, чувства и действия должны удовлетворять его совесть, если это не так, то любой дискомфорт, неудовлетворенность, страх или сожаление ослабляют его силу. Тогда он не долго будет способен к целительству, как бы он ни был обучен и силен. Когда целитель считает, что он исцеляет, его сила мала, как капля; когда он считает, что исцеляет Бог, и когда вследствие этой мысли, он забывает свое собственное «я», и он осознает только «Я» Бога, тогда его сила становится широка, как океан.  

Целительство посредством присутствия

Теплота существует в огне, а еще более великая теплота есть в чувстве. Присутствие человека с теплыми чувствами может создавать атмосферу тепла, а присутствие человека с холодным сердцем может заморозить. Несомненно, теплота сердца не единственное качество, которое необходимо целителю, он должен иметь силу исцелять, помимо концентрации и желания исцелять; и в то же самое время, имя Христа известно еще как – Мессия. Мессия на Востоке значит – целитель, а для Мессии сила любви – это первое качество, любовь в форме симпатии. Один симпатизирует другому, возможно думая так: « он мой родственник, друг или знакомый», но когда симпатия развита в полнейшей степени, человек начинает видеть «Я» в каждом человеке, как «себя», и боль каждого он начинает чувствовать, как свою собственную.

Это знак истинного Мессии. Как он может исцелять раны сердец детей земли и облегчать их боли и страдания, которыми наполнена жизнь, если симпатия не проснулась до такой степени, что он чувствует боль другого даже раньше своей собственной боли? Каждый целитель, имеющий духовное стремление, должен развить искру огня сердца Мессии; и тогда, даже до того, как он начнет лечить кого либо, одно его присутствие будет исцелять. Когда ребенок болеет, мать приближает его с желанием, чтобы ему стало лучше, с болью в своем сердце о страдании своего ребенка. С этого момента она становится целителем, ее прикосновение, ее слово, ее взгляд делают больше, чем медицина или любое другое лекарство. Когда это материнское качество развито в целителе, тогда он исцеляет не ожидая ничего взамен, кроме счастья видеть душу, освобожденной от боли, он становится целителем, который может исцелять лишь одним своим присутствием.

Целительство посредством молитвы

Молитва прекрасное средство исцеления себя и других, поскольку одна концентрация, без мысли о Боге, бессильна, именно божественный идеал укрепляет целительскую силу, придает ей живой дух. Поэтому у духовного целителя больше надежды на успех, чем у материального. Так как материальный целитель направляет свою собственную мысль, какой бы сильной она ни была, она ограничена его собственной личностью, но духовный целитель, который в мыслях о Боге и Его божественной силе забывает себя, имеет намного больший успех, чем предыдущий. Не имеет значения,  какую форму молитвы он использует, смиренная молитва в любой форме принесет плодотворный результат.

Молитва, в действительности – это созерцание Божественного присутствия, которое является силой и источником всего Творения, это принятие себя, как «ничто» перед Ним и помещение желания, стоящего перед личностью, пред Всемогущим. Потому, естественно, что результат должен быть несравненно больше, хотя он зависит от созерцания каждого человека.

В первую очередь, тот кто молится за излечение другого, должен быть благословенен, потому, что добрая воля и любовь, из которых возникает молитва, неизбежно приносит ему благословение. Так же, молитва для собственного исцеления не будет эгоистичной, она делает молящегося подходящим инструментом для того, чтобы он был более полезным в схеме жизни. С другой стороны, пренебрежение своим здоровьем очень часто является преступлением. Молитва Богу в мыслях, возможно лучше, чем произносимая, но нужно помнить, что произнесение делает ее конкретной, и поэтому мысль вместе с речью делает молитву более эффективной, чем только мысленную. Слова без мысли – тщетное повторение.

Удаленное целительство

Когда целитель успешно практикует целительство определенное время, тогда следующим шагом в этой линии будет целительство пациента на расстоянии. Метод удаленного целительства абсолютно отличается от  целительства в присутствии. В удаленном целительстве  необходима одна только сила мысли, и те, кто привык использовать магнетизм кончиков пальцев, глаз, прикосновения, найдут трудным направлять силу мысли без внешнего канала. Также, когда пациента нет рядом, начинающий, первое время желает знать, дойдет ли его мысленная сила до пациента, также, трудно удерживать в мыслях пациента, который отсутствует.

Мастерство Фикра помогает целителю удерживать мысль о пациенте пред своим умом, и именно Фикр помогает исцелять на расстоянии. Дыхание, так сказать, электрический поток, который может быть присоединен куда угодно; расстояние не имеет значения. Поток дыхания, организованный таким образом, приводит эфирные волны пространства в движение, и в соответствии с магнетической силой целителя, пространство между целителем и пациентом становится наполнено струящимся потоком целительской силы. Несомненно, духовная эволюция – это первое, что необходимо, без нее, сила ума целителя, какой бы крепкой она ни была, она слаба для этой цели.

Под духовным развитием подразумевается Богоосознание. Есть верующий, которого можно назвать благочестивым, но именно Богоосознающий становится духовным. Вера и понимание, что «Меня нет, есть лишь Бог», дает силу целителю исцелять на расстоянии; также, осознание этого дает ему веру, что его мысль может преодолеть любое расстояние, потому, что знание всепроникающего Бога дает ему понимание, что Абсолют – это жизнь сама в себе, и даже пространство, которое ничего не значит для обычного человека – есть все, фактически Абсолют и есть жизнь всего.

Глава пятая

Различные методы целительства

Происхождение целительства

Осознанно или неосознанно, каждое существо способно исцелять себя и других. Этот инстинкт является врожденным у насекомых, птиц и зверей, так же, как и у человека. Все они находят свое собственное лекарство и исцеляют себя и друг друга различными путями. В древности врачи и целители много учились у животных, как лечить болезни. Это показывает, что естественная интуиция проявлена в низших созданиях, так же, как и в высших. Сегодняшним ученым, поэтому, не следует с гордостью утверждать, что они изобретатели химических лекарств, а нужно скромно склонять головы в молитве, видя, что каждый атом вселенной сознателен к своим болезням, добывает для себя средства к восстановлению изнутри себя или из вне. Другими словами, лекарства не были открыты врачами, а интуитивно обнаруживались в Сотворенном, когда в них возникала необходимость.

Излишек созданных людьми искусственных лекарств привел к возрастанию болезней. Они, в основном, принадлежность современного искусственного образа жизни, так отличающегося от естественной жизни древних, которая осмеяна сегодня так называемой цивилизацией. Сегодня роскошь и потребности жизни существуют за счет жертвы истинным здоровьем и удобством.

Целительство без лекарств и медикаментов – наиболее естественный метод, хотя абсолютное пренебрежение ими неблагоразумно. Бывают случаи, в которых также допустимы хирургические инструменты, но только при абсолютной необходимости. Если лошадь может двигать вагон, зачем нужно использовать двигатель? Таким же образом, если болезнь можно излечить простым лекарством, не следует использовать силу ума, она может быть используема в более серьезном случае. Если каждое расстройство будет исцеляться умственно, тогда зачем созданы все лекарства и травы? С другой стороны, болезни, которые проще поддаются умственному излечению, не следует полностью лечить материальными лекарствами, потому, что сначала их корень должен быть исцелен. Так много пациентов, временно выздоровевших с помощью медицины, опять становятся больны, и в таких случаях целительство особенно необходимо. К великому сожалению, в прошлом веке такая важная вещь, как целительство производилась людьми, часто с очень материалистичным умом, которые не понимали психологию целительства, делая его профессией и тем самым дискредитируя его.

Самоисцеление более желательно, чем исцеление другими. В первом случае укрепляется воля, во втором она ослабевает. Многие думают, что гипнотическая и психическая сила могут сами по себе исцелять, но они не осознают, что целитель должен, сначала, исцелить себя практикой строгой нравственности от низших до высших фаз существования. Он должен очиститься Иманом, то есть верой. Только после этого он может претендовать на то, чтобы быть целителем.

Есть пять видов болезней, причиняемых многочисленными расстройствами на различных планах существования. Некоторые болезни физического плана подхватываются извне, тогда как другие возникают изнутри. Есть несколько предполагаемых причин, но в действительности, истинная причина болезни – слабость, тогда как причина здоровья – сила. Это не означает только физическую слабость или силу, но слабость и силу на всех планах существования. Деятельность будет причиной всего, что называется жизнь, ее противоположность приносит смерть, первое производится циркуляцией, последнее – застоем. Циркуляция приносит жизнь, тогда как застой – смерть.

Ученые сегодняшних дней преподносят лечение электричеством как сравнительно недавнее изобретение и заявляют, что оно очень успешно при всех болезнях. Целительство – это, также, лечение электричеством, которое давалось на разных планах жизни веками. Каждое существо имеет естественный дар целительства в большей или меньшей степени, но он может быть развит. Физические и ментальные способности должны быть открыты таким образом, чтобы электрические вибрации на всех планах существования были способны действовать. Физические вибрации зависят от чистоты и энергии тела, и они могут проецироваться через утонченные части тела, такие, как пальцы рук, кончики пальцев, ступни ног, щеки, темя, ухо, губы, нос и глаза. Тончайшими из всех будут глаза, они используемы в большей степени, чем другие органы, поскольку через них могут выходить электрические лучи. Нос – тоже важная часть, потому, что это сам канал дыхания. Уши могут работать, когда целитель духовно продвинут, и вибрации могут также передаваться через кончики пальцев.

Восточная традиция прикосновения глазами к святым рукам или ногам мудреца – не только выражение смирения, она имеет еще большее значение. Это символизирует исцеление от святых рук или ног, которые освещают верующего. Мудрецы, благословляющие эти стремящиеся души, кладя руки им на головы, вдохновляют их, посылая лучи своей силы через кончики пальцев. Целуя руки или ноги Святого, восточные люди то же самое имеют в виду. Таким же образом забота матери исцеляет дитя от всех его болей и успокаивает его перед сном. Возложением рук на плечи даются храбрость и утешение, вибрации при этом действии дают новую жизнь и смелость.

Физическое целительство

Пациент может быть исцелен, только, если у него есть достаточно веры в силу целительства и доверие к целителю. В случае самоисцеления доверие к себе, сила дыхания и концентрация наиболее необходимы. Есть знаменитая история о Шамсе Табризском, Шиве Персии, который был, однажды, с уважением приглашен священниками тех дней, чтобы оживить коронованного принца, который скоропостижно скончался во сне. Шах, его отец, издал указ, что если есть истина в религии, то его сын должен быть оживлен молитвой, в обратном случае, все мечети будут разрушены, а все муллы обезглавлены. Для того, чтобы сохранить многие жизни, Шамс Табризский дал согласие на их просьбу и пришел к мертвому телу принца. Сначала он сказал телу принца: «Кун ба Исми Аллах» (Пробудись по зову Господа). Мертвое тело не двинулось. Затем, он как заклинание, воскликнул: «Кун ба Исми» (Пробудись по моему приказу). После этого внушения принц немедленно поднялся. Далее в истории говорится о том, что эта короткая команда, хотя вернула принца к жизни, повлекла за собой обвинение Шамса Табризского в том, что он провозгласил себя Богом, за что, согласно религиозному закону, он был приговорен к жестокому наказанию. Он с радостью подчинился наказанию, чтобы сохранить религию неповрежденной, так как это было единственным средством возвысить многих.

Из этого мы понимаем, что Шамс Табризский, свое первое внушение произнес традиционно, моля Бога, как третье лицо, что не произвело ни малейшего эффекта на мертвое тело; но в своей следующей команде, он потерял свое индивидуальное «я» из своего сознания, и почувствовал себя целостным Бытием Бога. Эта история разъясняет, что целитель должен быть уверен в своем единении с Богом, и в продолжении времени исцеления, он должен без сомнения чувствовать силу Всемогущего, работающую через него, абсолютно потеряв мысли о своем индивидуальном «я».

Электрическая батарея, которая исцеляет, заряжается тремя способами: при помощи контроля за дыханием, укрепления воли и при помощи поглощения электричества сфер.

Для того, чтобы работала эта целительская батарея, наиболее существенно, чтобы глаза могли проэцировать электричество.  Для начала, они должны быть излечены от нервозности, этого состояния постоянной подвижности, к которой они склонны с рождения. Глаза естественно устают и ослабевают из-за того, что им предназначено реагировать с утра и до вечера, на все, что привлекает их внимание. Целитель, для того, чтобы пользоваться ими в целительстве, должен сначала натренировать их быть устойчивыми.

Электричество, тончайшие вибрации космоса, можно поглощать постукивая пальцами, и таким же образом, можно отдавать его, производя медленные пассы кончиками пальцев в пространстве над пораженной частью тела пациента. Иногда помогают пассы близко к телу, иногда легкое прикосновение к болезненной части. Это зависит от интенсивности боли, испытываемой пациентом и от необходимого количества электричества. Совершенно необходимо каждый раз, после того, когда пальцы проходят около пораженной части, потрясти ими, для того, чтобы стряхнуть яды, собранные там, другими словами, микробы, оставшиеся на пальцах, должны быть сброшены. Благоразумно будет потрясти пальцами над огнем, чтобы микробы не упали на пол, а также, воскурить благовоние в комнате. Некоторые целители используют павлиньи перья, чтобы сметать все эти микробы.

Целитель может проверить свою целительскую силу, почувствовав электрический поток, текущий через его пальцы, когда он потряхивает ими. Целитель, даже играя на инструменте, может музыкой исцелять слушающих. Если целитель дарит что-то с добрым пожеланием, это приносит удачу, и если он напишет слово, оно становится амулетом, целитель сам для себя является исцеляющим, и целительство хранит его от смерти и несчастья.

Умственное целительство

Умственное целительство исполняется посредством внушения. Во многих случаях родители бывают первыми целителями, когда они передают свои мысли ребенку, хмуря брови или пристально глядя на него. Даже животных можно тренировать таким образом.

Есть многие болезни человеческого ума,производимые осознанием себя. Они бессознательно развиваются, это – любовь к похвале и лести, нетерпимость к оскорблению, раздражительность, слепое увлечение, ревность, злоба, страсть, жадность, кроме того – стремление к алкоголю и наркотикам. Для того, чтобы лечить такие болезни, целитель должен прекрасно управлять собой, иначе, его собственные недостатки будут удерживать пациента. Одна пожилая женщина однажды попросила Святого Пророка поговорить с ее сыном, который тратил все заработанные за день деньги на финики, оставляя ее без средств. Пророк обещал ей исполнить прсьбу через пять недель. В назначенный день мальчика привели к Пророку, который очень дружественно сказал: «Ты такой чувствительный юноша, что должен помнить, что твоя мать вынесла много лишений ради тебя, отдавая все заработанные деньги, чтобы вырастить тебя, и теперь,когда она так стара, а ты для нее опора, ты проматываешь деньги на финики. Разве это правильно? Я надеюсь, что милостью и милосердием Аллаха, ты бросишь эту привычку.»  Мальчик слушал очень внимательно и извлек пользу из того, что услышал. Но ученики Пророка были удивлены и спросили, почему этот разговор был задержан на тридцать пять дней. Святой Пророк объяснил: «Я сам люблю финики, и я чувствовал, что я был бы не прав, советуя юноше воздерживаться от них, до тех пор, пока я сам не отказался от них на пять недель».  Целителю нравов, никогда, ни на единый момент не следует пытаться лечить другого от слабости, которой он привержен сам.

Духовное целительство

Духовное целительство остается высшим по своей природе, чем любой предшествующий метод. Оно может производиться как отдельной личностью, так и группой людей. В этом случае сердце целителя может посылать наружу свои чувства и вибрации, и в зависимисти от их интенсивности происходит исцеление. В духовном удаленном целительстве, желание распространяет свои лучи и достигает пациента, где бы он ни находился, излечивая его без присутствия целителя. Концентрация нескольких людей, объединенных вместе, работает еще прекраснее.

Сила целителя зависит от теплоты его сердца. Преданные, силой концентрации, своей чистотой жизни и своей божественной любовью, становятся прекрасными целителями; каждая их слеза и вздох становятся истчником исцеления для них самих и для окружающих. Преданность – это огонь, в котором сгорают все слабости, и преданный становится просветленным внутри, и радость преданного и его боль невозможно сравнить ни с какой другой радостью жизни. Духовное целительство не требует фиксации взгляда, прикосновения пальцев или силы дыхания, но Таваджо (добрый взгляд) или Дова ( хорошая мысль) духовного целителя служат цели.

Абстрактное целительство

 В абстрактном целительстве душа, сердце и тело исцеляются от всех болезней и слабостей здесь же. Это целительство возможно только во время экстаза целителя. Сильные физические вибрации, которые текут через поры его тела, из его внутренней индивидуальности, естественно проникают через тела, сердца и души всех окружающих, которые получают их, согласно их силе восприимчивости. Муршиды часто вдохновляют своих мюридов без чтения и обсуждений, и такие мюриды достигают совершенства. Это удивительный феномен, который особый мюрид однажды испытывает под руководством своего муршида.

Есть история о Хафизе Ширази, который вместе с десятью другими Хафизами учился у одного муршида. Определенное время было отведено медитации и другим практикам, определенное для еды и сна. Хафиз Ширази бодрствовал среди ночи, в восхищенном созерцании Аллаха. После лет терпеливого ожидания, однажды вечером муршид в экстазе позвал Хафиза. Неспящий Хафиз был единственным, кто услышал его и ответил на зов, и он был благославлен муршидом, выбравшим это идеальное время для вдохновления всех своих мюридов. Каждый раз он звал Хафиза, и каждый раз отзывался тот же Хафиз,тогда как другие спали. Так один пробужденный получил одиннадцатикратное благословение, одно собственное и десять других, тех кто потеряли драгоценную возможность, будучи спящими. И Хафиз стал величайшим духовным целителем своего времени, каждое слово которого, с тех дней имело силу исцелять.

            

Библиотека