Библиотека.
"Улыбка"
Хазрат Инайят Хан

(избранные мысли)

 

1 Свет, идущий из глубины,
поднимающийся через сердце,
отражённый в человеческой улыбке,
действительно является светом неба.

   И в благодатных лучах этого света
Расцветают многие цветы и
Созревают плоды многих деревьев.

2 Когда я смотрю,
я вижу Твоё лицо, о Возлюбленный,
скрытое под покровом многих вуалей.
Магической силой моих вечноищущих глаз,
Наконец-то, поднялся покров с Твоего пылающего лика
И Твоя улыбка
Победила моё сердце навеки.
Блеск Твоего всепроникающего взгляда
Осветил мою затемнённую душу,
И сейчас я вижу повсюду сияние солнечного света.
Твоя улыбка
Вновь вернула моё погибшее сердце к жизни;
И моя жизнь и смерть зависят от того,
Подаришь ли Ты мне Твой волшебный животворящий взгляд.
В обещании рассвета,
В приходе утра,
В улыбках розы,
О Возлюбленный,
Я вижу Твою радость,
Ибо Ты видишь моё к тебе возвращение.

3 «Есть одна восточная история, в которой говорилось о существовании некоей таинственной стены. Говорят, что кто бы ни забирался на эту стену, он, посмотрев на другую сторону, начинал улыбаться, перепрыгивал через каменную преграду и никогда больше назад не возвращался. Поэтому людям стало интересно узнать разгадку этой удивительной тайны и они кое-что придумали. И когда кто-то в очередной раз забрался на стену, люди, чтобы не дать ему ускользнуть, привязали к его ногам семь железных цепей. И вот в тот момент, когда человек, посмотрев на то, что было за стеной, пришёл в восторг и блаженно улыбнулся, люди не дали ему перелезть на другую сторону и быстро стащили его на землю. Но к их великому сожалению, они обнаружили то, что тот человек, которому они не позволили скрыться, потерял дар речи».

4 «Глубокое изучение какого-либо явления жизни приводит к тому, что ищущий начинает видеть скрытую причину того, что он исследует. Но если он посмотрит за пределы этой причины, он увидит, что её просто не существует. И вот как раз то пограничное место, откуда человек может увидеть это таинственное исчезновение причин и целей, называется Стеной Улыбок. И потому часто вещи, кажущиеся нам столь значительными и важными, теряют свою ценность, если посмотреть на них с высоты Стены Улыбок .»

5 «Лоб, который смеётся»
«Под словом «лоб» я подразумеваю выражение лица того или иного человека, которое целиком зависит от отношения этого человека к жизни. А в этой жизни живут, как вам известно, не только святые, но и грешники; и их жизнь отличается тем, как и с какой стороны они на неё смотрят. И потому ту же самую жизнь грешник превращает в страшный ад, а святой в чистое небо».

6 «Есть две позиции или два отношения: для одного человека всё неправильно, а для другого всё верно. Наша жизнь в этом мире с утра до вечера наполняется различными событиями, одни из которых мы называем хорошими, а другие плохими. И чем больше мы изучаем тайну добра и зла, тем больше мы видим то, что в реальности границы добра и зла весьма относительны и всё зависит от нашего личного отношения и тех определённых условий, благодаря которым вещи нам кажутся плохими или хорошими».

7 «Обычному человеку легко назвать одну вещь плохой, а другую хорошей, одну вещь правильной, а другую неверной; но очень трудно то же самое сделать мудрому человеку. Каждый, согласно своему мировоззрению, одни вещи помещает в пределы добра, а другие в пределы зла. И это не удивительно: каждый человек стоит на определённой ступени эволюции и согласно этой ступени мыслит и чувствует. Иногда бывает так, что трудно судить о какой-либо вещи, потому что она намного выше и тоньше вещей известных и обычных. Например, было время, когда музыка Вагнера была недоступна для восприятия, а сейчас Вагнер по определённым причинам считается одним из величайших композиторов. Иногда что-то может в действительности быть очень ценным и достойным, но с нашего собственного уровня развития эта вещь нам не кажется такой уж ценной. Бывает и так, что кто-то считал какую-то вещь хорошей всего несколько лет назад, а теперь, пройдя определённый этап развития, считает ту же самую вещь совершенно неприемлемой. Посмотрите на ребёнка: сейчас он ценит больше всего игрушки и куклы, но позже он, наверняка, предпочтёт им работы великих скульпторов».

8 «Это доказывает то, что идеи о добре и зле у каждого человека по мере его развития постоянно меняются и потому, когда человек подумает об этом основательно, он поймёт, что нельзя одну вещь назвать правильной, а другую нет. Если уж одна вещь правильна, значит и все остальные вещи правильны тоже. Нет сомнений, что есть фаза в жизни человека, когда он является рабом того, что он считает правильным и неверным; но есть другая фаза в развитии человека, которая определяет его не как раба, а уже как мастера. И это качество мастера появляется от реализации того факта, что правильное и неправильное создаются отношением этого человека к жизни; и тогда уже правильное и неправильное, хорошее и дурное становятся его рабами, потому что он знает, что в его власти давать качество той или иной вещи».

9 «Это открывает дверь другой тайны жизни, которая показывает то, что двойственность есть в каждой вещи, а потому и в каждом действии. В правильном скрыто что-то неправильное; в плохом скрыто что-то хорошее; но люди обычно не видят этого и одни видят только одно, а другие только другое. Но суфий старается видеть вещи в целом, избегая односторонности. В суфизме это называется “hairat”- «очарование» или «изумление» И если обычному человеку интересно сходить в театр, кино или на базар, то для суфия вся жизнь является не только интересной, но он как бы изумлён и очарован тем, что он постоянно видит перед своими глазами. Но он не может объяснить своих чувств людям, т. к. нет таких слов, с помощью которых он мог бы это сделать. И что может сравниться с той радостью, когда ты относишься ко всему спокойно, легко и терпеливо? Все остальные радости приходят из внешних источников, но это счастье является личной собственностью суфия и когда это происходит, это объясняется не словами, это видно тогда, когда лоб у человека как будто смеётся».

10 «Есть ещё одна сторона, касающаяся нашего вопроса; человеку бывает приятно видеть того, кого он любит, кем он восхищается и того, кого он уважает; и тот же человек хмурится, если он видит кого-то, кого он не любит и не уважает. Любовь человеку даётся от Бога и потому любовь от примитивных форм может развиться до любви к Богу, Например, все девочки любят играть в куклы и эта любовь к куклам для них урок, подготовка для будущей любви к своим детям. И потому человеческая любовь – любовь к матери, отцу, брату сестре, другу, учителю – это тоже определённая ступень эволюции человека или урок на пути к любви божественной. Но любовь неправильно используется, если она постоянно не развивается и не распространяется вовне. Вода в пруду может быстро испортиться, но речной поток остаётся чистым, потому что он постоянно движется, так и искренне любящий человек должен растить дерево своей любви, давая ему расти и плодоносить во времени и пространстве».

11 «Любовь тогда становится силой, когда сам человек, всё его существо становится источником любви – его атмосфера, его внешний облик, каждое его движение. И как такой человек может любить одного и отвергать другого? Его лицо, его присутствие становятся благословенными. На Востоке, когда люди говорят о святых или мудрецах, они говорят не о сотворённых ими чудесах, они имеют в виду их присутствие, их лица, которые излучают вибрации любви: и эта любовь выражается в терпимости, в прощении, в уважении, в незамечании недостатков ближних; на них не влияют внешние обстоятельства и общественное положение тех, кто рядом с ними; их лбы как будто смеются. В их глазах каждый человек – это творение Бога, чьё имя они неустанно повторяют. Они видят божественное во всех формах этого мира».

12 «Так, как религиозный человек относится к храму, так и суфий относится ко всякому человеку, ибо для него каждый человек – это храм, вместилище божественного духа. Поэтому он всегда видит перед собой Бога: он видит Его в слуге, господине, друге и даже недруге. Тот, чей Бог высоко в Небе, отделён от Создателя широчайшим проливом; но тот, чей Бог всегда перед ним, всегда находится в присутствии Господа и потому его счастье вечно. Суфии считают, что религиозность без любви ничего не стоит. Также ничему не научится учёный, прочитавший тысячи мудрых книг, но для которого любовь остаётся всего лишь словом. Но она существует и любовь – это не назидание, это голос, который слышит сердце любящего, который для него звучит громче обычного голоса .И потому, когда рождается любовь, тогда больше уже не нужны слова. Но в чём же она может себя выразить? В очень маленькой вещи, как говорят персы, любовь можно увидеть на лице того человека, чей лоб как будто смеётся».

«Отношение»

13 «Есть два диаметрально противоположных отношения, которые подразделяют людей на две категории. Люди из первой категории всегда жалуются, а люди из второй категории всегда смеются. Жизнь одна; назовите её хорошей или плохой; правильной или неправильной; но она всё равно такая, какая есть и другой быть не может. Человек жалуется для того, чтобы получить приток энергии от своих ближних и показать им свои лучшие стороны, а иногда и для того, чтобы казаться справедливее, умнее и достойнее лучшей жизни. И он жалуется буквально на всё; на друзей и врагов; жалуется на тех, кого он любит и ещё больше на тех, кого он ненавидит. Это недовольство жизнью может дойти до такого предела, когда будет плоха даже погода, воздух, и окружающая обстановка; такой человек недоволен не только землёй, но и небом тоже; для него все плохи и всё плохо; иногда это доходит до такой стадии, когда он начинает ненавидеть свою работу и в довершении всего себя самого. Стало быть такой человек восстаёт против людей, против обстоятельств и, в конце концов, против своей доброй воли».

14 «И вы не думайте, что подобный характер является редкостью в этом мире. Наоборот, это наиболее распространённый характер нашего времени и потому человек с таким отношением к жизни является сам для себя злейшим врагом. Человек с положительным отношением ума старается неправильное сделать верным,, но человек с отрицательным отношением ума даже правильное сделает неправильным».

15 «К тому же магнетизм необходим для каждой души и недостаток его делает жизнь весьма трудной, Склонность видеть во всём плохое похищает у человека большую часть его магнетизма, который, как я уже говорил, очень нужен в нашей жизни. И в природе жизни так устроено, что большая часть людей охотно принимает тех, кто обладает этой силой магнетизма и отвергает тех, кто лишён оного. Другими словами, мир это то место, куда вы будете допущены, если предъявите пропуск, который вам выдадут те люди, которые вами восхищаются в той или иной степени. И чем больше вами восхищаются, тем больше в вас магнетизма и кто им не обладает, того люди будут отталкивать от себя повсеместно».

17 «Ограничения этого мира; удобства и удовольствия, которые так ненадёжны и непостоянны; ложь, которую каждый находит во всём и повсюду… Если человек начал бы жаловаться на всё это, ему бы не хватило всей его жизни, чтобы выразить миру все его претензии. И единственный выход из этого тупика – это смотреть на этот мир с улыбкой, находя в каждой жизненной ситуации позитивное и светлое. Особенно это необходимо тем, кто ищет Бога и истину, именно им надо быть более вдумчивыми и не думать только о том, как плох и ограничен современный человек, Наоборот, им надо мысленно отходить от этой отрицательной идеи, и думать исключительно о том, кто стоит за каждым человеком, кто пребывает в глубине сердца, и тогда они будут смотреть на жизнь радостно, то есть с улыбкой и надеждой. Значит, когда мы будем смотреть на то, что является на первый взгляд неправильным, но при этом помнить то, что за всем в жизни скрыт Сам Господь, который справедлив и совершенен, только тогда мы сами станем источником света и надежды».

18 «Способность смотреть на всё с улыбкой – это качество просветлённой и мудрой души. Улыбка, подаренная другу и ещё более улыбка, подаренная недругу, победит в конце концов всякую вражду, так как улыбка – это ключ к сердцу каждого человека. Как солнечный свет, приходящий извне, освещает весь мир в целом, так и внутренний свет, поднимаясь из сердца человека, осветит всю его жизнь, несмотря на кажущиеся несправедливости и многочисленные ограничения. Господь – это счастье, душа – это счастье, дух – это счастье. Нет места для печали в лучезарном царстве Господа. И то, что похищает у человека счастье, то похищает у него истину и Господа».

19 «Каждый человек может научиться улыбаться и ценить те маленькие радости, которые встречаются ему на его жизненном пути и не обращать внимания на те неприятные вещи, которые он не хотел бы совсем видеть. Потому, не думай и не переживай без нужды о тех вещах, которые ничего не приносят тебе, кроме неудовольствий и огорчения, Но смотри на жизнь с оптимистической точки зрения. Именно это даёт человеку силу из неправильной вещи сделать верную, и способность привносить свет туда, где царит мрак и обречённость. Радость – это жизнь, отчаяние – это смерть. Жизнь привлекает, смерть отталкивает.

«Свет, идущий из глубины души,
поднимающийся через сердце,
отражённый в человеческой улыбке,
является светом неба.

И в благодатных лучах этого света
Расцветают многие цветы и
Созревают плоды многих деревьев».

 

20 «Ребёнок, который рождается на земле
приносит с собой дыхание неба.

И в выражении его лица, в его движениях,
В его улыбке
И даже в его плаче
Вы услышите божественную мелодию».

 

21 «Тот, кто смотрит на жизнь в ужасе,
находится ниже мира;
Тот, кто принимает жизнь близко к сердцу,
Находится в мире;
Но тот, кто мудр, кто смотрит на жизнь со счастливой улыбкой,
Становится выше этого мира».

22 «Если бы человек подумал,
он бы тогда понял,
что каждая изначальная мысль,
каждое чувство,
каждое движение,
даже каждая улыбка или недовольство
имеют своё воздействие на пространство.

И если бы человек знал, что вырастет из того,
Что он сам порождает, выражая себя
В мысли, речи или действии,
Этот человек, несомненно, стал бы одним из мудрых».

«Жизненный опыт»

23 «Сознательно или неосознанно мы сами привлекаем к себе те элементы или тот материал, который делает каждого из нас самим собою. Поэтому мы состоим из того, что мы либо привлекли к себе в прошлом, либо из того, что привлекали к себе в настоящем. И трудно себе представить то, что человек принял бы что-то сразу и безоговорочно, если бы слышал об этом впервые. Поэтому никто в мире не привлекает к себе то, чего сам  так или иначе не хотел бы. Эмерсон как-то сказал: «подумайте заранее о той вещи, которую вы желали бы получить».

24 «Основной принцип творения универсума базируется как раз на этом; даже цветы и плоды, деревья и растения для того, чтобы стать тем, кем они являются, привлекают к себе те элементы, которые делают их таковыми. Если аромат  принадлежал бы всем цветам, тогда бы каждый цветок его имел бы; но только определённые цветы благоухают; только те, которые привлекают к себе особые элементы и материалы. И потом, каждый цветок имеет свою окраску. Почему? Потому что каждый цветок получает тот цвет, которого желает. Каждое семя или трава, обладающая целебными свойствами, призывает к себе эти целебные элементы. Их зелёная, голубая или красная окраска, их красивая или уродливая форма основываются и контролируется тем, что желают получить эти насекомые. Насекомые, живущие среди прекрасных цветов, имеют подобную форму и окраску, и так как они растут и живут среди красоты, по этой причине они эту красоту сами к себе притягивают. Насекомые же, живущие в грязи, показывают соответствующие этой грязи качества. Почему? Потому что и они привлекают к себе им свойственное, или желаемое. И чем больше мы изучаем природу жизни, естественные науки или даже химию, тем больше мы убеждаемся в том, что каждое существо, растение или минерал привлекают к себе те особые элементы, благодаря которым они друг от друга отличаются. И за каждым из них стоит история их рождения. Например, возьмём розу, которая, уже начиная с семени, пожелала иметь те элементы, которые сделали её розой. Допустим, в саду растёт ещё какой-то другой цветок, лишённый какого-либо аромата. Он растёт в лучах того же солнца, дышит тем же воздухом, растёт в той же почве; но роза является розой и имеет аромат, а этот цветок является чем-то особенно своим, но аромата не имеет. И это потому, что роза привлекает к себе одни элементы, а этот цветок другие. Это касается и людей. И хотя жизнь у всех одна, но, фигурально говоря, один ползает по земле, другой легко по ней ступает, третий бежит, а четвёртый даже летает. Стало быть, ни одно существо не может существовать, если оно не привлекает и не получает то, что нужно для его жизни, Как наше физическое тело зависит от необходимого для него питания, так и наш ум зависит от того, что питает его сферу. Значит, каждое качество нуждается в питании, которое призывается им извне, с помощью которого это качество обеспечивает своё существование. Как тело не сможет жить, если будет лишено своего питания, так и любое качество, как бы мощно оно не было представлено в человеке, прекратит своё существование, если необходимое для него питание будет вне досягаемости. И если каждый пристально посмотрит на окружающую его жизнь, он найдёт тысячи доказательств существования этого жизненного принципа. Поверьте, сколько есть людей, которые желали бы хорошо петь или совершать добрые деяния, но которые, увы, не получают необходимые элементы питания для формирования этих качеств. Есть и такие, которые лишаются присущих им определённых способностей тогда, когда не могут больше найти питание для продолжения их жизни».

25 «Человек – самое совершенное творение Господа и именно в нём Господь полностью раскрывает свой замысел. И потому его успех , его неудачи, его печали и радости зависят от того, что человек призывает к себе в настоящем или что он призвал когда-то в прошлом. Многие скажут: «Но не часто так бывает, что исполняются человеческие желания. Это точка зрения типичного идеалиста, то есть об этом хорошо помечтать и это очень успокаивает». Но когда мы приступим к изучению метафизика, мы рано или поздно узнаем то, что секрет цели творения – это то, что индусы называют мечтой Брахмы. И поскольку каждый человек представляет в своей сути Брахму или Создателя, то поэтому каждый человек в своей сфере является творцом своей жизни. Незнание этой цели творения не позволяет человеку стремиться к совершенству; а понимание этой цели творения можно назвать истинно божественным знанием. И если кто когда-либо и достигал высшей самореализации, то как раз только благодаря этому знанию».

26 «Есть другая сторона, рассматриваемого нами вопроса. Кто-то может сказать, что есть много нежелательных вещей, которых он вовсе не призывал к себе, но, однако, он почему-то является их обладателем в настоящее время. Но это не так, ибо он не хочет обладать этими вещами в той форме, в которой он их видит теперь, но желал всего этого в другой форме. Очень часто счастье показывает себя в обличье несчастья, а страдание показывает себя в маске удовольствия. Тот, кто не ищет страдания, будет домогаться удовольствия, не понимая того, что за этим удовольствием может прятаться боль и страдание. К тому же домогающийся успеха может не видеть скрывающегося за ним крушения, так как этот успех является успехом лишь с виду, а в действительности он не что иное как крушение этого человека».

27 «Жизнь – это комедия и чем больше мы на неё смотрим, тем больше мы имеем причин, которые нам позволяют от души посмеяться над всем этим. Конечно, смеяться надо не над другими людьми, но над самим собою. Жизнь всегда отличается от того, какою она нам кажется, поэтому правильное видение показывает нам дорогу к страданию, счастью или удовольствию, поражению или успеху».

28 «Люди часто удивляются тому, что некоторые из них рождаются в нищете, а некоторые в более благоприятных условиях. В Коране есть изречение, которое даже мудрецами трактуется не всегда верно: «Творение Господа появилось из мрака». Действительно, душа не всегда приходит в этот мир с уже открытыми глазами, точно так и ребёнок, появившись на свет, не может открыть свои глаза сразу. И чтобы сравнивать условия жизни различных людей, человек должен знать то, какие условия даны человеку от рождения. И если в своём размышлении человек пойдёт ещё дальше, он приблизиться к разгадке тайны плохой и хорошей судьбы. Он поймёт, что человеческая душа не всегда настолько ограничена, что не может ни при каких условиях выбраться из заточения на свободу; напротив, он поймёт то, что обычно душа создаёт условия своей дальнейшей жизни как раз после рождения. Есть много таких, которые живут в нищете и крайне неблагоприятных условиях, потому что они не знают того, что им надо улучшить. И если бы они знали об этом, то их судьба уже давно бы изменилась к лучшему».

29 «Все жизненные условия являются иллюзорными и потому, в конце концов, общая сумма трудностей одного человека равна такой же сумме трудностей другого человека. Но если вы с этим не согласны и хотите что-то указать точно, то укажите то место, где кончается горизонт. Этого сделать нельзя, особенно на земле, которая, как известно, имеет форму шара. И потому, если мы пойдём по направлению к линии горизонта, мы обнаружим, что различие между причиной и следствием становятся всё ближе и ближе и всё в нашей жизни начинает вдруг уравновешиваться само собой. И чем дальше мы пойдём, тем ближе мы будем к желанному равновесию, которое символически можно изобразить в форме змеи с хвостом во рту. И если мы внимательно посмотрим на эту рептилию, то мы не увидим её крайних точек; и сможем увидеть их только тогда, когда змея выпрямиться; но они вновь исчезнут, если змея свернётся кольцом и положит в рот свой чешуйчатый хвостик».

30 «Жил некогда человек, который ненавидел своих соседей, постоянно сражался с ними и ссорился. Это привело к тому, что он стал таким злым, что в конце концов не выдержал, смягчился сердцем и сказал сам себе: «Из-за чего мы ссоримся? Из-за одного, сказанного мною слова, которое было неверно понято». И после этих слов весь дом ненависти и зла, который строился многие годы, в одночасье разрушился и этот человек вновь подружился со своими соседями. Есть кульминационная точка в каждом событии и в каждой ситуации и если мы её проходим, если мы движемся дальше, то тогда все проблемы и трудности исчезают как ночные призраки. И когда эти ссоры, большие и малые, побледнеют и растворятся, когда все цвета исчезнут, тогда останется только один белый цвет – цвет Божественного света. Это достижение духовные люди называют Нирваной Будды. Нашим обычным чувствам цвета кажутся реальностью, но в момент реализации Истины они исчезают и становятся как бы несуществующими».

31 «Есть такие благословенные души, которые всем довольны настолько, что их жажда жизни утоляется, когда они видят как благоденствуют их друзья и соседи, которые не отказывают себе в дорогих напитках и явствах и украшают себя роскошной и изысканной одеждой. Нам это может показаться великой жертвой и самоотрицанием; да, этим светлым душам был дан крест, чтобы его нести, но они стали выше своих трудностей и страстей, к тому же на высоком уровне жертва даёт уже не боль, а великое наслаждение».

32 «Возможность или искра Нирваны есть в каждой душе. Как-то я сказал одному мальчику: «Не отдать ли тебе свою игрушку тому бедному мальчику? Но отдавать её надо лишь в том случае, если тебе будет приятно смотреть на то, как он с ней играет». Радость играть самому – это человеческая радость, а радость смотреть на то, как с твоей игрушкой играют другие – это нечто выше. Мальчик согласился и отдал свою игрушку и вы бы видели его лицо; оно сияло от счастья. Это было похоже на тот момент, когда спичка становится маленьким пламенем. Поэтому Нирвану в себе надо пробуждать в каждой жизненной ситуации; она в нас. Это огонь, в чьём пламени сжигаются все нечистоты жизни, которые преобразуются этим огнём в божественное сияние».

33 «Если бы не было страдания, человек не мог бы оценить радости. Всё познаётся в сравнении и тот, кто больше страдает, у того выше способность радоваться и выражать восторг. Если бы не было страданий, жизнь была бы очень пресной; так как именно страдания делают человека более проницательным и вы сами знаете по своему опыту, что радость тем глубже, чем больше была предшествующая ей боль. Без страданий великие музыканты, атлеты, первооткрыватели и мыслители никогда бы не постигли глубоких тайн жизни. Так для чего же нам нужны страдания? Страдание в истинном смысле этого слова есть высшая и глубочайшая форма радости. Если человек не лишён воображения, он найдёт в жанре трагедии больше пищи и наслаждения для своего сердца и ума, чем в более плоском жанре комедии; комедия для детей, а трагедия уже для взрослых. Только благодаря страданиям человек становится, как говорят не Востоке, зрелой душой; такой человек уже в юном возрасте может иметь глубокие мысли».

34 «Если печали и скорби в реальности не существуют, то почему тогда Христос сказал: «Печаль души моей безмерна?» Мы должны отличать, где кончается человеческая часть души Мастера и где начинается божественная. Если человеческой части не существовало бы, то что тогда было бы человеческим? И почему Господь вручил своё Послание человеку, а не ангелу? Потому что только человек может понять себе подобных. Он знает их, так как сам испытал ограничения человеческой души».

35 «Его безмерная скорбь – это самая прекрасная черта в жизни Мастера. Если бы у Него не было бы этой черты, как тогда бы Он сострадал людям? Если бы мы были рождены совершенными, тогда человеку некуда было бы стремиться. Но поскольку все мы несовершенны, то цель у нас всё же есть. Конечно, каждый человек эту цель понимает по своему и потому появляются ложные цели. Основная же или истинная цель нашей жизни заключается в том, чтобы неустанно стремиться к высокому, в том, чтобы преодолевать свойственные нам ограничения и становиться всё совершеннее и лучше. Тогда человеческая жизнь становится прекрасной. И эта красота человеческой жизни выражается в обретении им мудрости, которая помогает человеку жить и извлекать уроки из своих поражений и ошибок. И если эта главная задача человеком выполняется, тогда можно сказать, что на земле он не зря родился».

36 «Но кто-то может спросить: «Это Господь даёт нам силы не отчаиваться, когда Он посылает нам испытания и трудности? Всё нам даёт Господь: испытания и печали, радости и удовольствия. Если мы будем во всём видеть волю Господа, тогда мы будем за всё благодарны. Некоторые люди очень уважают доктрину Кармы и, действительно, - это высокая добродетель всё встречать спокойно и терпеливо, но, поверьте, что этого недостаточно. Мы должны понять то, что счастье – это право, данное нам Богом. И Господь скорбит и не радуется нашим страданиям и печалям; поэтому мы должны делать всё от нас зависящее, чтобы избежать плена болезней и других трудностей, которыми усеян наш жизненный путь, вместо того, чтобы терпеливо лежать под нависшей скалой, думая что только в этом пассивном ожидании и есть путь нашей Кармы».

37 «С другой стороны хорошо видеть причину нашей печали, которая родилась из наших же поступков и мыслей. Иногда не только жизненные условия являются причиной наших страданий, но часто мы сами позволяем жизненным обстоятельствам эти страдания нам приносить. Потому часть нашей печали даётся нам жизнью, а другую часть мы сами для себя создаём и творим. Тоже самое касается и радости. И если человек позволит жизни время от времени дарить ему маленькие радости, то она с удовольствием это сделает, но если он сам этого не пожелает, в таком случае остаётся только ему уступить. И потому из сотни вещей нашей повседневной жизни, которую мы воспринимаем порой слишком серьёзно, нам только к одной вещи надо глубоко и серьёзно относиться; остальные же 99 надо считать не слишком значительными, что избавит нас от страданий, печали и многих больших и малых бед».

38 «В нашей жизни должно быть место как для привязанности, так и для иллюзии, хотя, конечно, в минимальной степени. И если бы их не было, то это всё равно, что был бы один только день и никогда ночь. Также в иллюзии и привязанности есть мотивированная сила, потому что с их помощью мы осуществляем реализацию цели нашей жизни. К тому же если бы не было иллюзии и привязанности, то тогда душа не могла бы удержаться в пределах тела, а без этой, пусть минимальной привязанности не может быть речи ни о каком духовном развитии. Многие люди, которые болеют уже многие годы, всё же не умирают по той причине, что их душа ещё привязана к их телесному облику».

39 «Но мы можем спросить: «Если мир, который мы видим, не существует в реальности, если он есть только иллюзия, почему же мы всё-таки видим перед своими глазами эту иллюзию, в чём же тайна этой иллюзии, которая нас терзает?» Человек использует слово «иллюзия» весьма неточно и относительно и действительное значение этого слова не будет осознано до тех пор, пока не будет понята реальность жизни, пока человек не осознает скрытое присутствие вечной жизни. Только тогда мы понимаем почему всё видимое является иллюзией; ведь иллюзия иногда только кажется существующей, а в реальности не существует ни в одной из форм жизни. Природа всех вещей, которые кажутся существующими, но не могут жить долго, похожа на это: их существование преходяще, но эффект порождаемый ими, так силён, что душа ослепляется ими и мы находимся как бы в состоянии опьянения. И мы так сильно гипнотируемся всем тем, что мы видим, что обычно перестаём понимать то, что эти вещи очень недолговечны и потому иллюзорны. Поэтому цель мистика – это закрывать глаза и сердце для вещей преходящих с тем, чтобы уловить присутствие вечной жизни. Он прибегает к помощи медитации и концентрации для того, чтобы освободить свой ум от вышеназванного опьянения, которое в виде разных форм постоянно хочет похитить его разум. Обычный человек же, наоборот, тратит все свои усилия, чтобы достичь этого столь желанного для него опьянения, которое в конечном счёте его обязательно разочарует».

40 «Мы не должны утверждать то, что в реальности не существует ни радости, ни печали. Утверждая это, мы сами разрушаем то, что создали с помощью нашего собственного рассуждения. Можно сказать, что ничего не существует., кроме иллюзии, но и эта идея, выраженная в словах, теряет свою силу для тех, кто её понимает и чувствует. Поэтому важно не что-то высказать в слове, важнее реализовать высказанное. Настоящая же мудрость приходит к тому, кто в каждой жизненной ситуации изучает реальность; и когда человек начинает осознавать и чувствовать, свет реальности подобно лампе Алладина начинает освещать всё то, что ему прежде казалось неясным, и сама Истина, как путеводная звезда укажет ему путь».

41 «Есть два пути, чтобы призвать и привлечь к себе то, что формирует нашу индивидуальность. Первый состоит в том, чтобы призывать то из внешнего мира, что в той или иной форме нас дополняет. Это может быть богатство, власть, общественное положение или что-нибудь другое. Но есть другой путь – это призвать, пробудить своё истинное эго или истинную сущность. Если пробуждается истинное эго, то устанавливается связь человека с Богом и потому дух человека оформляется и гармонизируется настолько, что на этой ступени своего развития человек повсюду находит гармонию и мир. И если эта истинная сущность в человеке возобладает, он будет хранить в себе этот мир, невзирая на то, что выпадет на его долю: страдание или удовольствие, успех или неудача, и кто перед ним находится в этот момент: друг или недруг. И это происходит потому, что эта гармония приходит не извне, а из самой глубины сердца; она-то и централизует весь наш организм. Значит, не надо бороться с чем-то внешним, чтобы стать счастливым; напротив, надо иметь то, что спасает нас от этой нескончаемой борьбы. Вот зонтик, он спасает нас от дождя по той причине, что он не пропускает воду и мы имеем достаточно ума, чтобы не бороться с дождём, которого мы не можем остановить: мы просто открываем зонт, чтобы защитить себя от внешней стихии. Поэтому, развиваясь физически или духовно, мы не можем остановить течение жизни: мы, находясь в центре водоворота этого течения, открыты ко всем приятным и неприятным волнам и поворотам этого мира и вся наша жизнь и счастье зависят от того, как мы сможем от всего этого себя защитить».

42 «Самый лучший путь сделать жизнь лёгкой – это найти гармонию внутри себя с тем, чтобы находить её во всех многообразных ситуациях и испытаниях жизни. Если мы жалуемся, то тогда нашим жалобам не будет конца. Для того, чтобы от них избавиться, надо раз и навсегда порвать с дурной привычкой быть вечно недовольным. Мы должны осознавать то, что всё, что мы имеем сейчас, мы сами привлекли к себе в прошлом, и в будущем мы получим то, что привлекаем к себе сегодня. Поэтому каждый шаг в нашей жизни должен быть согласован с мудростью для того, чтобы мы могли распознать среди всего того, что мы желаем то, что нам можно к себе привлечь, а о чём даже и упоминать не следует. Прошлое вернуть нельзя и нет пользы в том, чтобы горевать о безвозвратно ушедшем. Надо постараться забыть всё тяжёлое и ненужное, но помнить добрые, счастливые и прекрасные минуты минувших дней. Настоящее – вот за что мы в ответе, так как из настоящего формируется наше будущее. И потому самое главное – это найти гармонию в себе, а это значит открыть в себе истинную сущность, наличие которой есть залог нашего счастья в настоящем или будущем. На Востоке говорят так: «Господи, мы благодарим тебя за то, что Ты нам послал и посылаешь и пусть то, что Ты пошлёшь нам в конце нашей жизни будет самым ценным и лучшим».

43 «Дьявол, где же твоё жилище?
В недоверчивом взгляде
В остром языке
В болтливом рте
В любопытных ушах
В ленивых руках
В беспокойных ногах
В грешном теле
В извращённом уме
В ожесточившемся сердце
В душе, в которой нет света.

44 «Дьявол, как ты выражаешь себя?
Ищите меня
В бегающих глазах
В презрительной усмешке
В ранящих словах
В слезах, которые лживы».

Библиотека