НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Др.Х.Дж.Виттевин

(© 1997, из книги "Универсальный Суфизм", Книги Элементов)


Мы можем пережить мир в своем сердце,
когда открываемся божественному духу. Это мы можем практиковать в своей внешней жизни созданием и сохранением гармонии... Но как мы можем следовать такому идеалу в своей повседневной жизни, наполненной конфликтами и различиями? В своей книге "Нравственная Культура" Инайят Хан дает ряд очень полезных и подходящих для земной жизни советов, как себя вести. Заглавие указывает на его типичный метод, который является методом эволюции, внутренего роста, а не жестких предписаний. Это постепенное шаг за шагом проявление расширения нашего видения и понимания и преодоление наших ограниченных эгоцентрических тенденций. Вместо непосредственного противодействия высшему нравственному идеалу мы можем начать следовать этому учению на уровне, на котором для большинства из нас начинается обучение, в нашей простой повседневной жизни. Мы имеем много разного рода отношений с друзьями и врагами, со знакомыми и отношений с мастерами и служителями, и с Богом. На этом уровне мы чувствуем совершенную отделенность от всех других существ; мы чувствительны к тому, что они делают по отношению к нам, и мы часто склонны к антогонистическим чувствам. На этом уровне нам следует устремиться к тому, что Инайят Хан называет законом взаимности. "Эта нравственность естественна для того, кто видит разницу между собой и другим, кто принимает каждого человека таким как есть".[Примечание - все цитаты из Суфийского Послания Хазрата Инайят Хана, т.III ] Этот закон приводит к равновесию, красоте и справедливости в наших делах с другими. Поэтому он является первым приближением к гармонии.

Идеал взаимности может показаться относительно легким
, но мы должны понять, что наше эго всегда склонно вызывать определенную ассиметрию в наших суждениях. Как замечает Инайят Хан с острой психологической проницательностью: "Всегда своя рубашка ближе к телу, поэтому, сравнивая свое отношение к другим, мы, естественно, придаем ему большее значение, и не придаем того же значения отношению других к нам".

Чтобы достичь действительной взаимности, нужно преодолеть эту ассиметрию.
Поэтому для создания равновесия мы должны всегда принимать во внимание, что любое действие, хорошая мысль, небольшая помощь, уважение со стороны других к нам значат больше, чем наши подобные действия по отношению к друзьям. Но нанесенное нам оскорбление, обиду, разочарование в друге, невыполненное обещание, обман или что-то, что нам не нравится со стороны друга, следует воспринимать, как недостаточно заслуживающими порицания, чем если бы мы сделали то же самое.

Таким образом, понятно
, что взаимность становится первым и важным шагом в нашем нравственном развитии. И в своем прекрасном объяснении значения закона взаимности в наших различных отношениях Инайят побуждает нас заглянуть за нашу ограниченную эго-концепцию. Тем самым он убеждает нас в общих чертах,что:
общаясь с другим, мы должны вначале учесть, в каком отношении мы с ним находимся, затем какой способ общения понравился бы нам со стороны другого, кто относится к нам так же, как и мы к нему. При всяком удобном случае мы должны делать больше, чем ожидаем для себя от другого; а в неподходящих случаях мы должны делать меньше, чем ожидаем со стороны другого.

Таким образом, мы можем постепенно расширять свою симпатию
от тех, кто нам близок, к тем, кто более далёк, и выполнять свои обязанности по отношению к ним. Но нас предостерегают, что "чувство благородства и готовности должны идти рука об руку с долгом; если нет, вместо благословения получится проклятие". Это ещё раз подтверждает, что наши чувства, мотивы действия более важны чем само действие. Искренность и сочувствие придают ценность тому, что мы делаем для других.

Это все
,конечно, конкретное применение расширения сознания[…], но мы должны применять взаимность и в отношении к нашим врагам. Здесь Инайят Хан очень трезв, когда говорит нам, что "плата оскорблением за оскорбление, злом за зло является единственным способом равновесия". В то же время нам рекомендуют быть очень осторожными: "Наше отношение с врагом следует рассматривать как более тонкое нежели с другом". Поэтому закон око за око не следует применять, "поскольку есть шанс ответить на месть врага добром".

Обычно
Инайят Хан советовал нам: принимать меры предосторожности, чтобы никто не стал нашим врагом, особенно, чтобы друга не превратить во врага. В любом случае правильно будет простить врага и забыть его враждебность, если он искренне этого пожелает, и первым сделать шаг для установления дружбы вместо того, чтобы уйти от этого и ещё удерживать в памяти яд прошлого, который опасен, как и хроническая болезнь системы.Это наглядное доказательство аспекта ментального очищения […], как главного аспекта внутренней жизни и мистицизма. Аналогично этому правильно сбалансированная взаимность в других отношениях приводит к лучшему пониманию других, если мы ставим себя на их место и смотрим на вещи с их точки зрения. Тем самым мы можем преодолеть в других преувеличенный и воображаемый антогонизм и развить прощение и сочувствие. Это приведет нас ко второй ступени нравственной эволюции - закону благодеяния, где человек, осознавая себя отдельным от других существом и других, отдельными друг от друга, все же видит нить, связывающую его со всеми, и обнаруживает, что он - купол, в котором усиливается эхо добра и зла; и, чтобы иметь хорошее отражение, он воздает добром за добро и добром за зло.

Здесь, начав понимать
других и сознавая, как действуют наши отношения с ними, мы начинаем видеть, как наши мысли и чувства отражаются в умах других людей. И их эхо раньше или позже вернется к нам во "дворце зеркал" мира ума. Затем наше отношение будет излучать только чувство любви и дружбы, таким образом, эти вибрации вернутся к нам в куполе вселенной. Осознание нити, связующей всех внешне разобщенных существ, приводит нас к психологическому совету Инайят Хана, пронизывающему все Суфийское Послание, - всегда фокусировать свой ум на хорошей стороне вещей, ситуаций и людей. Это не слепота и не недостаток понимания, это значит, что мы сознательно выбираем каким впечатлениям отдать предпочтение, чтобы они могли углубиться и расти в нашем уме.

Эта позиция видеть и не замечать
приводит к определенной чистоте знания. Благодаря этому отношению мы можем стать хозяином своих чувств и мыслей и, таким образом, хозяином всей своей жизни. Ибо на практике жизнь возвращает нам то, что мы создаем и излучаем своим умом.
Из всего этого вытекает очень практичное правило: избегайте судить и критиковать других людей. Мы всегда сильно поддаемся этому искушению; нашему уму нравится анализировать других со своей точки зрения, и затем мы можем почувствовать, что нам становится лучше. Но, в действительности, фокусируя свой ум на слабостях и недостатках других, мы склонны создавать или поддерживать эти недостатки в себе, что будет неблагоприятно влиять на наше отношение к человеку. которого мы критикуем. Бестатктная критика может вызвать сопротивление со стороны другого человека и заставить его или её обороняться и этим усилить его или её ошибки. Даже если мы выражаем свою критику в его или её отсутствии третьему лицу, это будет негативно влиять на наши отношения.

ИнайятХан использовал этот подход
при объяснении значения поучения Христа:"Не противься злу". Зло можно сравнить с огнем. Природа огня - разрушать все на своем пути, но, хотя сила зла так же велика, как и сила огня, оно, как и огонь, слабое. Ибо как огонь, так и зло непродолжительны. Как огонь разрушает сам себя, так и зло содержит свое собственное разрушение. Почему говорят: "Не противься злу"? Потому что сопротивление дает огню жизнь, непротивление позволяет ему сжечь себя.

Это значит, что нам не следует реагировать таким же образом
, гневом на гнев. Хотя естественная реакция подразумевает, что человек позволяет себе заразиться тем же самым настроением, тем же злом, позволяя этим ему распространяться и получать больше пищи. В результате может получиться цепная реакция.

Избегая этого
,контролируя свою реакцию, человек может стоять подобно скале в море. Человеку не нужно соглашаться с мыслями и желаниями другого, но не позволяя себе подвергаться влиянию негативных чувств в своем сердце, человек с большей вероятностью найдет гармоничное решение или компромис через внутреннюю силу и понимание.

Гармонию следует
, однако, всегда понимать в достаточно широком контексте: не только с человеком, с которым мы находимся в непосредственном контакте, но также в отношении к тем, с которыми связаны, в отношении к более широкому обществу и к нашим идеалам.

Библиотека