5 февраля 2004

Урс Пир-о-Муршида Хазрата Инайят Хана на его Дарге в Дели

Тексты для Урс-ретрита 2004 года на дарге Хазрат Инайят Хана

Хазрат Инайят Хан

Гата, Таква Тагарат

Номер 2 4

Очищение ума (1)

Очищение ума требует разрушения всех нежелательных впечатлений, уже имеющихся там или получаемых постоянно. Разрушить эти впечатления можно пятью способами, а способ приспособлен к качеству впечатления, которое требуетмя удалить. Некоторые впечатления желают быть вымыты из ума; некоторые требуют быть стёртыми с поверхности ума; некоторрые надо стряхнуть как пыль с одежды; некоторые должны быть сожжены в огне, пройдя через испытание огнём они становятся пеплом; а некоторые впечатления должны быть утоплены так, чтобы никогда не появиться вновь. Закопайте впечатления как безжизненное тело; определите каждый способ уничтожения, который подходит для определённого впечатления, чтобы ваш ум стал чистым. Ум – это не только средство для думания и мышления, но он является королём всего человеческого существа; а от состояния ума зависит здоровье, счастье и мир в жизни человека.

А теперь вопрос о том, что надо разрушать, а что поддерживать в уме:

Накапливай и поддерживай всё, что красиво,
А разрушай всё то, что лишено красоты.
Накапливай и поддерживай всё, что приятно,
А разрушай всё то, что имеет нежелательное действие на тебя.
Накаплвай и поддерживай всё то, что гармонично,
А разрушай всё, что создаёт дисгармонию в тебе.
Накапливай и поддерживай всё то, что приносит покой,
А разрушай всё, что нарушает мир в твоей жизни.

Подобно тому как пыль прооникает в механизм часов и не даёт им идти, так и влияние, производимое всеми впечатлениями, которые лишены красоты гармонии, и которые нарушают ваш покой, препятствуют вашему развитию.

Ум не может действовать должным образом, когда ему препятствуют впечатления, парализующие его. Жизнь – это развитие, а остановка развития – это смерть. Поражение не имеет значение в жизни для развивающегося человека, даже тысячи поражений не имеют значения. Он видит перед собой успех, успех принадлежит ему даже после тысячи поражений. Величайшего сожаления в жизни достойна неподвижность, когда жизнь не развивается дальше. Чувствительный человек предпочтёт смерть такой жизни. Она подобна параличу души, духа, а причиной её всегда служит удержание в уме плохих впечатлений. Ни одна душа в действительности не лишена счастья.

Само существование души – это счастье. Человек сам навлевает несчастье на себя удерживая в руках тучи плохих впечатлений, которрые тенью падают на его душу.

Как только человек становится способным удалить из своего ума, любым способом, нежелательные впечатления,
Новая сила начинает рождаться из его сердца,
Открывая перед ним путь исполнения всех его желаний,
Привлекая к нему всё, что ему необходимо,
Очищая путь от всех препятствий,
Очищая его атмосферу,
Для того, чтобы он жил и продвигался и достиг исполнения всех своих желаний.

Номер 2 4

Очищение ума (2)

Очищение ума – это основа, от которой зависит здоровье и тела и ума. Процесс очищения ума не сильно отличается от прооцесса очищения любого другого объекта. Вода, пролитая на любой объект, омывает его, а если и есть пятно, которое невозможно стереть при помощи воды, добавляется некая субстанция для тщательного его удаления.

Вода, которая очищает сердце, - это неиссякающия поток любви.

Когда этот поток остановлен, когда его путь преграждён каким-либо объектом, закрывающим сердце, и когда поток любви больше не течёт, ум не может оставаться чистым. Подобно тому, как вода является очищающей субстанцией в физическом мире, так любовь – на высшем плане.

Иногда, когда для любви трудно удалить некоторые неприятные впечатления, преграждающие путь потоку любви, они могут быть стёрты каким-либо элементом, способным разрушить их.

Вся жизнь – это химический процесс, а знание химии помогает человеку сделать свою жизнь счастливой. Несчастный человек, будучи сам несчастным, не может сделать счастливыми других людей. Только состоятельный человек может помочь тому, кто находится в затруднительном финансовом положении, но не бедный человек, каким бы большим не было бы его желание помочь. То же самое и с счастьем, которое является великим богатством; счастливый челвек может рассеять несчастье другого, ибо у него хватит счастья на себя и на других.

Земные удовольствия – это тени счастья по причине их мимолётности. Истинное счастье состоит в любви, которая потоком изливается из души человека; а тот, кто позволит этотму потоку течь постооянно при любых обстоятельствах жизни, какими бы трудными они не были, обретёт счастье, истинно принадлежащее только ему, источник которого находится не вне человека, а внутри него. Если имеет любовь постоянно истекает, человек становится божественным фонтаном, так как из глубины фонтана поднимается поток, и, по возвращению, он проливается на сам фонтан, беспрестанно его омывая. Это божественное омывание, истинное купание в водах Ганга, священной реки. Однажды получив ключи от этого фонтана, человек очищается навеки, на каждое мгновение своей жизни; ничто не может оставаться в его уме, вызывая несчастье! Ибо только счастье естественно, а оно достигается познанием и естественным прохождением жизни.

Вопросы и Ответы:

Вопрос: В чём состоит процесс погружения впечатлений в океан осознавания вечности?

Ответ: Тот, кто не знает любви к одному человеку, не знает любви универсума. Но если человек останавливается там, он остаётся там, не следуя вперёд. Любовь к индивидууму на пути любви – это игра в куклы, которую изучают в своё время. Поэтому любовь к человеку – это первый шаг. Но по мере развития человек продвигается к любви к роду, обществу, нации; или даже ко всему универсуму. Человек, как человеческое существо, способен любить одного; но душа, которая является светом Бога, способна любить не только один мир, но даже и тысячи миров. Ибо сердце человека значительно больше, чем весь универсум.

НОМЕР III 6

Очищение сердца

Он один способен удалить из сердца другого сомнение, лживость, страх или злобу, чье сердце уже чисто от этих вещей, или кто, наконец, может опустошить его сердце от этих вещей.

Существует слабость сердца и существует сила сердца. Слабость сердца вызывается содержащимися в нем вещами, которые ослабляют его, такими как сомнение, лживость, страх и злоба. Отсутствие этих вещей создает ту чистоту сердца, которая сама по себе является силой. Эта сила может быть увеличена верой, надеждой и праведностью.

Чистота сердца вызывает его расширение, а недостаток чистоты суживает его. Поэт-мистик Хайдеробадский, Азиф, говорит: “Если сердце большое, оно может быть самым большим из всех вещей”. Кроме того, только чистота открывает дверь сердца. Все это препятствует тому, чтобы чистота становилась закрытой дверью сердца.

Люди с чистым сердцем могут показаться думающими, говорящими и делающими простые вещи. И все же во всем, что они делают, есть красота и шарм, ибо нет ничего более притягательного, чем сам свет. Все это кроме света зависит от света, чтобы проявить свою красоту; свет – это сама по себе красота. Чистота сердца – это единственное условие, которое позволяет подняться внутреннему потоку. Люди с чистым сердцем видят глубже, хотя они говорят мало. К ним нет претензий. Что они знают, они знают; что они не знают, они не знают. Чистые все делают чистым, ибо для них всё является чистым. Их присутствие очищает всё. Как чистая вода является самым лучшим тоником , таким же является контакт с человеком с чистым сердцем. Если человек на духовном пути может достичь этой вещи, тогда нет больше ничего, что осталось бы достигать.

РУКОВОДСТВО

Над этими священными Гата текстами следует медитировать. Медитация означает быть открытым, совершенно открытым. Это значит, что потребности вашего тела успокоены, деятельность ума затихает, сердце нашло отдых.

Это лучше делать личным “уроком медитации”:

Расслабление:

  • Сидите расслабленно, но бдительно; позвольте своему телу почувствовать покой, но быть готовым к активности, подобно инструменту перед игрой.

Концентрация:

  • теперь сфокусируйте свои глаза – каждый атом своего тела и ума – на объекте красоты, на объекте, способном поглотить ваше внимание, на объекте, который ваш ум охотно удерживает;
  • позвольте своим глазам/пристальному взгляду покоиться на этом объекте, в этом объекте; удерживайте эту ситуацию интенсивно, но расслабленно; продолжительность зависит от практики, от настоящего момента, от вашей необходимости и удовлетворения: 10 секунд полного поглощения – прекрасно, 10 минут – тоже прекрасно, если обеспечено поглощение;
  • затем закройте глаза и удерживайте изображение объекта в уме таким же образом, как в предыдущей стадии.

Созерцание:

  • оставайтесь с закрытыми глазами в том же состоянии, повторяйте свою вазифу, мантру или священную фразу в течение некоторого времени вслух, полностью поглощенным;
  • когда закончите, поместите слова и звуки в свое сердце, не повторяя их в уме; напитывайтесь ими, атмосферой, созданной ими.

Медитация

- в идеале теперь три “существа” чувствуют удовлетворение и покой. Если эту практику делать с целью медитации, тогда для нее могут сложиться условия: находясь в молчании и покое, когда все инструменты души удовлетворены, создается полное открытие. Это идеальная ситуация для духовного обучения, так как учение сейчас может проникнуть внутрь нашего существа, не возбуждая (пробуждая) его.

Предлагается использовать эти Гата-тексты для духовного изучения следующим образом:

Прочитайте часть дня. В период индивидуального ретрита или когда есть возможность.

Выделенные курсивом выражения – это практики для ежедневной жизни: пытайтесь и смотрите, что вы можете делать с такого рода обучением в течение этого дня, как на уровне намерения, так и на уровне подсознания.

Используйте выделенные жирным шрифтом выражения как священные фразу (мантру, вазифу); повторяйте её после каждого прочтения, а затем в каждый и любой момент, когда вам захочется это сделать.

Я желаю вам дождь благословения, посвящающий вас в этот священный труд!